Концепция развития велотранспорта г. Твери

Концепция развития велотранспорта г. Твери

Транспортные магистрали города Твери давно перестали справляться с нарастающим автомобильным потоком. Пробки на дорогах из столичной экзотики превратились в ежедневные тверские будни. Индивидуальный транспорт постепенно перестаёт выполнять его важнейшую функцию – обеспечение мобильности горожан. Жители Твери тратят всё больше времени и нервов на ежедневные деловые поездки. Повышается уровень городского шума и растёт загазованность воздуха. Из-за низкой скорости снижается экономическая эффективность грузовых перевозок. Без радикально новых подходов в организации трафика горожан описанная ситуация будет неуклонно ухудшаться и в недалёкой перспективе приведёт к транспортному коллапсу.

Многие европейские государства столкнулись с подобными проблемами уже в 70-х годах прошлого века, и выход был найден. Это ограничение индивидуального автотранспорта, развитие общественного, в первую очередь электротранспорта, стимулирование перемещения горожан за счет мускульной силы – пешком и на велосипеде. В поездках по Европе многие из нас могли заметить на улицах городов большое количество велосипедистов. Что интересно, наиболее активно велоинфраструктура развивается в северных странах, например в Дании, Швеции, Финляндии.

Беды тверского общественного транспорта – тема отдельного обсуждения, а сейчас хотелось бы отметить, что на улицах Твери велосипедистов очень мало. Это притом, что исследование, проведенное Ассоциацией «Здоровые регионы» в 2009 г., показало, что более 100 тысяч жителей нашего города возрастной группы 14 лет и старше имеют велосипеды. Лишь 5% из них используют велосипед для ежедневных поездок на работу или учебу. Выяснилось, что основное препятствие превращения велосипеда в полноценное всесезонное транспортное средство вовсе не погода, а полное отсутствие велоинфраструктуры. В соответствии с ПДД велосипедист может ездить только по проезжей части вместе с автомобилями, а это весьма небезопасно.

Диалог между руководителями Твери и активистами велосообщества привел к пониманию того, что велосипед может успешно участвовать в комплексном решении целого ряда городских проблем – транспорта, экологии и укрепления здоровья жителей. Для подготовки стратегического документа, определяющего направления развития велотранспорта в нашем городе, при Администрации Твери создана рабочая группа. К обсуждению проекта Концепции развития велотранспорта города Твери приглашаются все заинтересованные жители города.

Алексей Шабашов

Ассоциация «Здоровые регионы»

Предложения в Концепцию и замечания можно присылать в управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери на электронный адрес: uksm@adm.tver.ru или на почтовый адрес: 170100, Тверь, набережная Степана Разина, д. 20.


Концепция развития велотранспорта г. Твери

1. Цель Концепции и задачи по развитию велосипедного транспорта г. Твери

1.1. Целью данной концепции является оказание содействия развитию велотранспрорта и определение комплекса и определение комплекса мероприятий для его обеспечения.

1.2. Задачи

1.2.1. создание городской велотранспортной инфраструктуры, позволяющей жителям Твери использовать велосипед как полноценное транспортное средство для ежедневных всесезонных поездок на работу, учебу, за покупками и в рекреационных целях

1.2.2. обеспечение условий для интеграции велосипедного движения в транспортную и градостроительную структуру г. Твери

1.2.3. повышение роли велотранспорта в системе городских пассажирских и грузовых перевозок

1.2.4. замещение части автомобильных перевозок перевозками на велотранспорте, в первую очередь при поездках на короткие расстояния и при перевозке малых грузов

2. Велосипедный транспорт г. Твери: состояние и потенциальное влияние на различные сферы жизни города

2.1. Место и роль велотранспорта в существующей транспортной системе г. Твери

В последние годы в Твери наблюдается увеличение количества легковых и грузовых автомобилей, но это не решает транспортные проблемы, а лишь усугубляет их. Высокая плотность автотранспортного потока приводит к многочисленным «пробкам», существенному снижению скорости перемещения транспортных средств по городу. Это увеличивает время проезда пассажиров, снижает экономическую эффективность грузовых перевозок.

Общественный транспорт, призванный осуществлять основной объем пассажирских перевозок, требует больших затрат на формирование парка техники и его эксплуатацию, создание и поддержание инфраструктуры, и зачастую не эффективен экономически. Изношенность подвижного состава и инфраструктуры, наличие высокой доли «льготных» пассажиров, дотационный характер функционирования, ухудшение показателей качества обслуживания пассажиров не позволяют общественному транспорту Твери в полной мере решать возложенные на него задачи.

Описанные процессы регулярно приводят к такой ситуации на дорогах города, которую можно охарактеризовать как приближающийся транспортный коллапс.

На настоящий момент существует позитивный европейский опыт решения подобных транспортных проблем. Основными направлениями были введение различных ограничений на проезд в центральную часть городов и парковку личных автомобилей, развитие общественного электротранспорта и стимулирование перемещения горожан за счет мускульной силы, создание велоинфраструктуры. В целом ряде европейских городов, в т.ч. в Северной Европе, до 30% пассажирских и мелких коммерческих грузовых перевозок осуществляются на велотранспорте.

В Твери существует большой потенциал для развития велотранспорта. Исследование Ассоциации «Здоровые регионы», проведенное в 2009 году, показало, что 108 тыс. жителей города возрастной группы 14 лет и старше являются владельцами велосипедов. Оценка тенденций продаж позволяет предположить, что за прошедшие с момента проведения исследования 3 года количество взрослых велосипедистов в городе существенно увеличилось. Однако, для регулярных поездок на работу и учебу велосипед использовали лишь 5% владельцев велосипедов. Основное препятствие в использовании велосипеда для перемещения по городу – отсутствие велоинфраструктуры, что делает поездку велосипедиста по улицам Твери не просто некомфортной, а опасной. В условиях отсутствия выделенных велополос и велодорожек в соответствии с ПДД велосипедисты вынуждены передвигаться по проезжей части в одном потоке с автомобилями. Что гораздо менее важно, но также представляет проблему, отсутствие в городе мест для безопасного кратковременного хранения велосипедов и невозможность перевозки велосипеда в общественном транспорте в так называемых «аварийных» ситуациях – поломки, плохое самочувствие.

2.2. Велотранспорт и транспортная подвижность жителей Твери

Для города, как для жизненного пространства, одним из ключевых факторов является транспортная мобильность жителей. Основная задача интегрированной транспортной политики – сделать мобильность на короткие расстояния ресурсосберегающей и благоприятной по отношению к городу. Большинство жителей Твери не являются владельцами автомобилей, во многом это обусловлено высокой затратностью приобретения и эксплуатации автомобиля. Велотранспорт имеет в данном случае важнейшее преимущество – невысокая цена и крайне низкие эксплуатационные расходы. Развитие велоинфраструктуры даст людям свободу выбора средств передвижения, позволит многим жителям осуществлять различные поездки на велосипеде и тем самым экономить значительные денежные суммы и время.

2.3. Возможности грузового велотранспорта

На настоящий момент грузовые перевозки по Твери осуществляется автомобильным транспортом. Нарастающие проблемы автомобильного трафика снижают оперативность и экономическую эффективность грузового автотранспорта. Велогрузовые перевозки и велокурьерские службы могут взять на себя доставку мелких грузов по городу. Развитие проката позволит жителям осуществлять некоммерческие перевозки грузов до 80-100 кг на специализированных грузовых моделях велосипедов.

2.4. Велотранспорт и экономика

Велотранспорт способен существенно повысить транспортную мобильность жителей города, снизить финансовые расходы и время поездок, что будет способствовать развитию экономики. Массовое применение велотранспортных средств повлечет за собой позитивные изменения во многих секторах экономики и в социальной сфере, в ситуации на рынке труда, в градостроительной политике, в организации розничной торговли, отдыха, в других аспектах жизни общества

2.5. Влияние велотранспорта на здоровье населения

Тема охраны здоровья населения крайне важна для Твери, т.к. Тверская область последнее десятилетие занимает первое место по уровню общей смертности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Во многом это обусловлено высоким распространением среди населения факторов риска, среди которых один из самых значимых — это низкая физическая активность. Езда на велосипеде является демократичным способом расширения физической активности и, оказывая невысокую нагрузку на суставы, подходит даже пожилым людям с возрастными изменениями коленных и тазобедренных суставов. Исследования продемонстрировали, что регулярная езда на велосипеде нормализует артериальное давление, снижает уровень холестерина, позволяет бороться с ожирением. В ряде исследований было обнаружено, что люди, использующие велосипед в качестве транспортного средства реже болеют сахарным диабетом второго типа и раком.

2.6. Велотранспорт и городская экология. Качество жизни жителей города

Безальтернативное развитие автомобильного транспорта оказывает крайне агрессивное негативное воздействие на окружающую среду. Растет загазованность воздуха и шум, повышается уровень стрессового воздействия на жителей. На долю автомобилей приходится не менее 80% загрязнения воздуха и более 95% шумового воздействия. Рекреационные зоны занимаются гаражами и парковками, торговыми и сервисными центрами и автозаправочными станциями. Автомобили занимают всё больше свободного пространства, остается всё меньше места для прогулок пешеходов, игр детей.

Из всех видов транспорта велосипедный оказывает наименьшее воздействие на окружающую среду. Использование велосипеда как разумной альтернативы другим транспортным средствам для ежедневных поездок на работу, учебу, за покупками и для отдыха позволит освободить город от избытка автомобилей, уменьшит загрязнение воздуха полютантами, угарным газом и СО2, снизит уровень шума и повысит дружественность окружающей городской среды.

3. Основные направления развития велодвижения в г. Твери

3.1. Формирование велотранспортной дорожной инфраструктуры

3.1.1. Сбалансированное развитие велоинфраструктуры, адекватное парку велотранспортных средств и потребностям населения, обеспечивающей возможность безопасного и удобного велосипедного движения

3.1.2. Велосипедные маршруты должны создавать сеть, удобную для людей, собирающихся использовать велосипед как транспорт для того, чтобы ездить на работу, учебу, за покупками и к местам отдыха.

3.1.3. В сеть велосипедных маршрутов должны быть включены:

3.1.3.1. Трансгородские веломагистрали

3.1.3.2. Радиальные велосипедные маршруты, позволяющие людям совершать поездки из районов в центргорода.

3.1.3.3. Велосипедные маршруты, позволяющие людям совершать поездки из города в пригороды и места рекреации.

3.1.3.4. Велосипедные маршруты, соединяющие между собой соседние районы города.

3.1.3.5. Внутрирайонные велосипедные маршруты

3.1.4. Велосипедные парковки должны обеспечивать возможность безопасного хранения велосипедов в местах транспортного притяжения.

3.1.4.1. По месту жительства

3.1.4.2. Возле магазинов и торговых центров

3.1.4.3. Возле автовокзала и станции железной дороги

3.1.4.4. По месту работы

3.1.4.5. Возле учебных и административных учреждений

3.1.4.6. Возле туристически привлекательных объектов

3.2. Развитие рынка велотранспортных перевозок

3.3. Популяризация велотранспорта

3.3.1. информирование населения через СМИ о преимуществах велотранспорта, о созданной в городе велоинфраструктуре.

3.3.2. личный пример сотрудников Администрации города, городской Думы, известных людей.

3.3.3. проведение велопраздников открытия и закрытия велосезонов, Дня без автомобилей и проч.

3.4. Обеспечение безопасности участников велодвижения.

3.4.1. Важнейшая составляющая — развитие сети велодорожек, что позволит сепарировать транспортные потоки, повысит безопасность участников велодвижения.

3.4.2. Образование и воспитание

3.4.2.1.Информационная кампания, призывающая всех участников дорожного движения к осознанному транспортному поведению, соблюдению ПДД.

3.4.2.2.Предложение велосипедистам использовать только технически исправные велотранспортные средства, оснащенные световозвращателями и фонарями, надевать велошлем при движении по проезжей части.

3.5. Повышение велотуристической привлекательности г. Твери

Создание велоинфраструктуры повысит привлекательность г. Твери для велотуристов. Необходимо разработать и разместить на интернет-ресурсе туристические веломаршруты.

3.6. Разработка Тверской городской программы развития велотранспорта

Для реализации Концепции поручить Администрации г. Твери разработать Тверскую городскую программу развития велотранспорта. Программа предусматривает:

3.6.1. формирование поэтапного плана создания велоинфраструктуры с указанием срока реализации мероприятий на период до 2017 (?) г.

3.6.2. описание и графическое изображение схемы магистральных городских, районных, рекреационных и туристических веломаршрутов

3.6.3. обеспечение стабильного финансирования, гарантирующего строительство велотранспортной сети и ее дальнейшее развитие в условиях роста интенсивности движения;

3.6.4. – обеспечение улучшение условий велодвижения в городе на основе создания городской дорожной велотранспортной сети, сети велодорожек и веломагистралей, строительства развязок с автодорогами, велопарковок, дорожно-сервисной велоинфраструктуры и других дорожных сооружений

3.6.5. целевые показатели развития велодвижения на определенные периоды времени.

Об авторе

Ольга Дуванова

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий