Интересная статья о велосипедистах города Твери

Дадут ли жителям твери массово пересесть на велосипед

Двухколесная философия

03.05.2013

Дадут ли жителям Твери массово пересесть на велосипед

По краю проезжей части, увиливая от ям, или по тротуару, маневрируя между пешеходами, – со всех концов Твери к памятнику Афанасию Никитину спешат велосипедисты. Утро 28 апреля не выдалось теплым, но на открытие велосезона – 2013 прибывает около тысячи человек.

Дети и маньяки

– Я и на работу на нем езжу, и в длительные путешествия, – рассказывает участник велопробега Александр Шарков, седой мужчина на дорожном велосипеде. – В последний раз мы с друзьями побывали в Белоруссии. Что касается Тверской области, то ее точно объездили всю.

История велодвижения в Твери насчитывает более 20 лет, однако юридическое оформление клуб «ВелоТверь» получил в 2009-м. Каждый год он устраивает праздничное открытие сезона. Существуют также неформальные объединения «ВКонтакте» – тамошняя группа «Веломаньяки», по сути, информационная площадка «ВелоТвери».

Участники другого тверского объединения – «Вело 69» – наоборот, преподносят себя как «альтернативную велогруппу» и не закрывают сезона: они катаются и летом, и зимой.

Между тем у памятника Афанасию Никитину собираются люди на дорожных, горных, BMX, триальных, а также трех- и четырехколесных велосипедах.

Сергий Тюрин, парень в оранжевой светоотражающей накидке и красной бандане с изображением Че Гевары, показывает, чем уснастил свой маунтинбайк: на спицах установил подсветку, к раме прикрепил бейсбольную биту, колеса покрасил желтой краской.

– Участвовать в велопробеге мы не будем, но для интереса зарегистрировались, – говорит папа маленькой Маши на четырехколесном велосипеде с номером 733.

Однако велопробегу до поляны на Дорошихе, где планируются конкурсы, все возрасты покорны: колонна, протянувшаяся почти на километр, двигается со скоростью не более 10 км/ч, впереди едут родители с маленькими детьми на специальных задних сиденьях. Во время велопробега не утихают разговоры и смех.

– Принять участие в коллективной поездке легко, – рассказывает на ходу Наташа, девушка с флагом «ВелоТверь». – Для этого нужно найти на сайте клуба или в группе «ВКонтакте» объявление о поездке и созвониться с организатором. Сначала лучше покататься по Твери, потом отправиться за город. В недельные путешествия, конечно, берут проверенных. Главное – освоиться, а здесь в этом помогут.

Наверное, эти полчаса, что идет велопробег, – единственное время в году, когда велосипедист и автолюбитель рады друг другу: по встречной полосе движение для машин открыто, и водители приветствуют колонну звучными сигналами, в ответ раздаются утиные кряки.

Жизнь без пробок

Конкурсы на Дорошихе представляют собой настоящее шоу: упражнения спецов велотриала, метание дротиков с велосипеда, кросс-кантри по холмам и оврагам…

И, конечно, велоориентирование. Плутая в лесу в поисках контрольных точек, обозначенных на карте, увязываюсь за проворным мужиком на самодельном велосипеде с колесом от мопеда 70-х. Исключительным знанием леса мой «экспедитор» напоминает то ли грибника, то ли лесничего.

– Много лет назад я сам составлял маршрут для велоориентирования, – рассказывает Игорь Петров. – Вообще я председатель автоклуба, и раньше совместно с велосипедистами мы устраивали такие соревнования. Точки были одни, маршруты – разные.

Игорь увлекается авто- и мотоспортом, а также ретротехникой. Однако на работу он всегда ездит на велосипеде, причем и летом, и зимой: из-за пробок ехать на машине как минимум в два раза дольше.

Когда люди, влюбленные в автотехнику, предпочитают велосипед, это говорит о многом. Однако в Твери совершенно не развита велоинфраструктура. Здесь ездить негде (нет специальных велодорожек) и некуда ставить двухколесный транспорт (нет велопарковок). В генеральном плане эта тема затрагивается лишь одним предложением, когда просто говорится, что велодорожки должны быть.

– Проблема не просто назревшая, а перезревшая, – комментирует Алексей Шабашов, председатель ассоциации «Здоровые регионы». – Количество автомобилей в Твери постоянно увеличивается, дороги ухудшаются – настоящий транспортный коллапс. Загазованный, шумный, задушенный в пробках, город недружественен по отношению к жителям. По результатам исследования, которое проводилось в 2009-м, более 100 тысяч взрослого населения имеют велосипеды, 86% поддерживают идею создания велоинфраструктуры. Действительно, это решило бы комплекс проблем: транспортную, экологическую, экономическую: срок службы велодорожек гораздо дольше наших ненадежных автодорог. Кроме того, передвижение за счет мускульной силы оздоровило бы население. Не у всякого найдутся время и деньги, чтобы ходить в фитнес-клуб, а велосипед – очень демократичная вещь.

Уже несколько лет у общественников идет война с бюрократией за создание велотранспортной сети. Но есть странная закономерность: как только достигаются какие-либо договоренности, резко происходит смена власти. И все приходится обговаривать заново. Так, в бытность Василия Толоко сити-менеджером Твери, например, было решено проложить дорожки от Речного вокзала до базы «Динамо». И где теперь Толоко, где дорожки?

Символично, что ровно два года назад, 28 апреля 2011 года, состоялся круглый стол с участием тогда замгубернатора Светланы Вержбицкой, на котором, в частности, было запротоколировано решение установить в городе велопарковки и создать велодорожки, но реальных результатов не последовало.

2012 год – пора особенного ажиотажа: редактор журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич и руководитель клуба «ВелоПитер» Юрий Гуревич постарались проложить Первый национальный веломаршрут Москва – Санкт-Петербург. Путь проходил в том числе и через Тверскую область: Тверь – Торжок – Кувшиново – Осташков. Веломаршрут определенно повысил бы туристическую привлекательность региона. Тогда была создана рабочая группа при Тверской городской думе, точечно начали устанавливать велопарковки. Но думу экстренно распустили, и работа свернулась.

Сейчас рабочая группа по созданию «Концепции развития велотранспорта г. Твери на период до 2017 года» действует при администрации города. По словам Алексея Шабашова, готовится базовый политический документ, который должен быть актуален при любой власти. В мае состоится заседание, на котором будет рассмотрен вопрос о его принятии, затем концепцию направят в ТГД. В соответствии с этим документом должны разрабатываться планы конкретных дел.

– Обжегшись на молоке, дуешь на воду, – комментирует Юрий Кобцев, экс-депутат Тверской городской думы и член рабочей группы по созданию концепции. – По сути, для реализации идей, которые продвигают энтузиасты, нужна одна лишь политическая воля. Сам город с его вечными пробками, шумом и стрессом подсказывает, что необходимо что-то менять.

Карета прошлого

По словам организатора открытия велосезона Ольги Матвеевой, в этом году клуб «ВелоТверь» планирует походы в Финляндию, Белоруссию, Калининград. Конечно, продолжатся путешествия по Тверской области. Состоится мультиспортивная приключенческая гонка «Авантюр», соревнования по скоростному спуску, кросс-кантри. А после майских праздников пройдет ежемесячный «Зачетный кадр» – квест по городу в поисках определенных точек, которые нужно узнать по фотографии.

– Раньше мы проводили конкурс «Мисс-ВелоТверь», в этом году собираемся устроить и «Мистер-ВелоТверь», – говорит Ольга Матвеева. – Дело в том, что в клубе 80% мужчин и 20% женщин, которые, конечно, быстро находят себе пару. В этом году, например, состоялось пять таких «велосвадеб», а в некоторых семьях уже родились юные «велосипедисты». Таким образом, клуб становится частью личной жизни.

Многие велосипедисты проедут сотни километров по городу и области, стране и зарубежью. Это тренд, но не норма нашего времени, поэтому такой образ жизни порой вызывает удивление.

– Люди, путешествующие на велосипеде, вызывают удивление только в дикой России, – поясняет Алексей Шабашов. – Европа покрыта сетью трансъевропейских, национальных и региональных веломаршрутов. В одной Германии они составляют более 70 тыс. км. Мы же в России только пытаемся продвинуть Первый национальный веломаршрут, и всё делается силами энтузиастов.

По словам Алексея, никакой особой философии у велотуристов нет. Простокто-то любит познавать окружающий мир активно и согласен испытывать при этом физические нагрузки и некоторые неудобства, а кто-то мечтает о халявном бренди в отеле, где всё включено. Велосипед – это очень удобный и недорогой транспорт, позволяющий за короткое время ассимилироваться с чужой страной.

– Предпочтение автомобиля – это поддерживаемый большими деньгами стереотип, символ комфорта из устаревшей картины мира, – уверена Ольга Дуванова, пресс-секретарь клуба «ВелоТверь».

Преимущества езды на велосипеде подчеркивает и общественник Юрий Кобцев:

– Когда я был депутатом Тверской городской думы, то ездил на работу на велосипеде. Это намного быстрее, полезнее для здоровья и поднимает настроение. Если стоишь в пробке, то накапливается раздражение, а езда на велосипеде помогает сбросить всю негативную энергию. Улыбающихся людей среди велосипедистов, я уверен, гораздо больше, чем среди автолюбителей.

Неслучайное совпадение


Праздничное открытие подходит к концу, победители конкурсов награждаются дипломами и призами, и велосипедное братство начинает разъезжаться.

Возвращаясь домой, наблюдаю удивительное зрелище на набережной Афанасия Никитина: мужчина крутит педали на лигераде – велосипеде, на котором не сидят, а лежат. Сзади – прицеп с кучей багажа. Признаться, такое в Твери я вижу в первый раз. С трудом догоняю этого оригинала.

– Можно с вами поговорить?

– I don’t speak Russian! – кричит он сквозь шум от потока машин, но останавливается.

Поджарый иностранец с аккуратной бородой, Франсуа Марк ничего не знает об открытии в городе велосезона: он только что приехал в Тверь.

– Я живу во Франции, в коммуне Клермон-ле-Ферм. По профессии я программист, – объясняет он на хорошем английском. – Вот взял отпуск и отправился в путешествие на велосипеде. Германия – Нидерланды – снова Германия – Литва – Латвия – Россия – вот мой маршрут. Сейчас я направляюсь в Иркутск, поглядеть на озеро Байкал. Это первое мое большое путешествие по России, до этого я колесил по Норвегии, Китаю, Индии. Вообще, занимаюсь этим с 19 лет.

– И где лучше всего ездить?

– Лучше, конечно, в Нидерландах. Во Франции таких условий для велосипедистов нет.

– А в сравнении с Россией?

Франсуа Марк смеется и обезоруживает меня своей деликатностью:

– Ну, Франция маленькая, Россия большая, поэтому у вас все тяжелей.

Неужели в такой большой стране нет места велосипедам?

Дмитрий Кочетков
Источник: «Караван +Я»
http://www.karavan.tver.ru/

Об авторе

Донскова Ольга

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий