На данный момент выполняются практические действия по развитию велосипедной инфраструктуры, чего не было ни при одной административной команде Твери. Однако отсутствие опыта в данном направлении развития городской среды требует изучения развития велосипедного движения в других городах, общения с активистами велодвижения и специалистами по организации дорожного движения.
3 марта в администрации города состоялась координационная встреча, посвящённая обсуждению принятого проекта «Капитальный ремонт Петербургского шоссе (от Перинатального центра до пересечения с Артиллерийским переулком) с целью устройства велосипедной дорожки в городе Твери». В мероприятии приняли участие представители профильных комитетов администрации, Тверской городской Думы и ТООО «Клуб «ВелоТверь». Было принято решение о создании новой рабочей группы по реализации Концепции развития велосипедного движения Твери.
По результатам встречи ТООО «Клубом «ВелоТверь» составлено обращение на имя главы администрации Твери о необходимости изменения проектных решений по капитальному ремонту Петербургского шоссе. Проект предполагает: частичный и ямочный ремонт существующих тротуаров с устройством на них велодорожки; расширеннее существующего тротуара местами; строительство на отдельных участках новых тротуаров и велодорожек. В данном обращении рассмотрены основные конструктивные решения и не затронуты сметные расчеты стоимости.
Ознакомиться с некоторыми частями проекта можно во вложении, размещенном внизу текста.
Полная документация содержится на сайте госзакупок в документах закупки.
Напомним, что на данный момент идёт обсуждение предложенного проекта дальнейшего развития велоинфраструктуры в Твери.
Обращение о внесении изменений в проектную документацию «Капитальный ремонт Петербургского шоссе (от Перинатального центра до пересечения с Артиллерийским переулком) с целью устройства велосипедной дорожки в городе Твери»
Уважаемый Юрий Васильевич!
Просим Вас содействовать во внесении изменений в проектную документацию «Капитальный ремонт Петербургского шоссе (от Перинатального центра до пересечения с Артиллерийским переулком) с целью устройства велосипедной дорожки в городе Твери».
Принятые в проекте решения искусственно создают невозможность использования велосипеда в соответствии с ПДД в качестве транспорта, на участке Петербургского шоссе от Перинатального центра до пересечения с Артиллерийским переулком.
Из-за невозможности использования велосипеда в качестве транспорта велосипедисты будут массово отказываться от предложенного варианта организации движения, проект заведомо создаёт зону конфликта.
Безопасность велосипедистов и пешеходов не обеспечена.
Принятые конструктивные решения тротуаров и велополос соответствуют низкой степени долговечности, приведут к их быстрому разрушению, невозможности нормальной эксплуатации.
Устройство должного водоотведения проектом не предусмотрено. На данный момент на проектируемой территории имеются многочисленные участки затопления тротуаров, что будет продолжаться после выполнения «ремонтных» работ с устройством велополос.
Более детальное рассмотрение проекта и непригодности принятых в нём решений, а так предложения ТООО «Клуб «ВелоТверь», приведены в приложении к данному письму.
Приложение
При рассмотрении проектной документации «Капитальный ремонт Петербургского шоссе (от Перинатального центра до пересечения с Артиллерийским переулком) с целью устройства велосипедной дорожки в городе Твери» нами было установлено следующее.
1. В соответствии с Правилами дорожного движения (далее ПДД):
— велосипед — это транспортное средство (кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч);
— лицо, управляющее транспортным средством, в том числе велосипедом, является водителем;
— лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу, является пешеходом. К пешеходам приравниваются лица, ведущие велосипед.
Одним из главных критериев, который необходимо учитывать при проектировании велодорожек и велополос, предназначенных для движения по ним велосипедного транспорта, является непрерывность движения велосипедиста. Это достигается организацией движения по велополосе, принятыми конструктивными решениями, дорожными знаками и разметкой.
Приведём пример пересечения велодорожки (велополосы) с проезжей частью из «Альбома типовых решений (стандартов) комплексного благоустройства территорий «вылетных» магистралей города Москвы»:
В предложенном проекте устройства велосипедной дорожки в городе Твери
организация движения велосипедистов при пересечении с выездами и дорогами нарушает основной принцип велодорожек и велополос, предназначенных для движения на них велосипедного транспорта.
Предполагается установка многочисленных знаков окончания и начала велодорожки при каждом пересечении с проездами и дорогами. В некоторых случаях используется устройство зебры на пути следования велосипедистов. Единая велодорожка (велополоса) дробится 29-ю разрывами, расстояние между некоторыми составляет 20 м.
Проектом ИСКУССТВЕННО создана необходимость спешивания велосипедиста при каждом пересечении с проездами и дорогами. Велосипед перестаёт быть транспортом, а велосипедист на большем части пути становится пешеходом, что противоречат назначению велотранспорта и ПДД. Движение велосипедного транспорта делается невозможным.
Примеры пересечения по проекту (здесь и далее велодорожка выделена штриховкой синего цвета, тротуар зелёным и голубым цветом):
2. Велодорожка (велополоса) предназначена только для движения велосипедистов.
Движение пешеходов на велополосе запрещено. Проектом предусмотрено устройство велополосы по тротуару. При этом велополоса расположена со стороны домов и строений, тротуар для пешеходов — со стороны проезжей части. Создаются ненужные точки пересечения велосипедистов и пешеходов.
Узлы пересечения пешеходами велополосы в проекте отсутствуют.
Пересечение велополосы пешеходами после их пересечения основной проезжей части не организовано, например:
остановка 3-я городская больница (светофор в районе отметки +60)
остановка улица Комарова (светофор в районе отметки +40)
остановка Вагоностроительный завод
3. На пути следования велосипедистов имеются резкие и опасные изменения направления движения, например:
4. Проектом на пути следования велосипедистов предусмотрено изменение расположения велополосы (велодорожки) и тротуара относительно друг друга, что приводит к смешиванию потоков движения, например:
5. Проектом предусмотрена минимально допустимая ширина велополосы в одну сторону — 1 м. На велополосе предполагается нанесение отметок и разделительных полос, что фактически уменьшает её ширину, делая её меньше допустимой, например:
Нормативными требованиями СП 42.13330.2011 п.11.5 регламентирован расчетный параметр ширины одной полосы движения велосипедных дорожек, составляющий 1,5 м. Примечанием к п.11.7 данного норматива допускается предусматривать велополосы с минимальной шириной 1,0 м. При этом наименьшим расстоянием безопасности от края велодорожки до тротуара следует принимать расстояние 0,5 м [СП 42.13330.2011, примечание к п.1.7].
Проектом предусмотрено разделение тротуара между велополосой и тротуаром для движения пешеходов путём нанесения на асфальтовое покрытие одной полосы шириной 10 см, что не соответствует приведённым требованиям безопасности.
Совмещение тротуара с велополосой без устройства между ними технической зоны после выпадения осадков будет приводить к забрызгиванию пешеходов.
Без технического разрыва при минимально принятой ширине полосы движения 1 м, движение пешеходов рядом с велосипедистами некомфортно, не обеспечена достаточная безопасность.
Для обеспечения безопасного движения, в случае совмещения тротуара и велополосы при ширине одной полосы движения 1 м, необходимо выполнить устройство разделительной полосы шириной 0,5 м:
— между велополосами с различным направлением движения (рекомендуется);
— между велополосой и тротуаром (обязательно).
Пример принципиальной схемы устройства пешеходной зоны с велополосой из «Альбома типовых решений (стандартов) комплексного благоустройства территорий «вылетных» магистралей города Москвы»:
6. Проектом предусмотрено использование под выделение велополосы существующего тротуара путём его расширения. Для этого выполняется устройство узкой полосы дорожной одежды (на схеме обозначена розовым цветом) к существующему тротуару (зелёным – ремонт тротуара, жёлтым – ямочный ремонт тротуара). В соответствии с ПЗ 18-15 п.1.2 конструкция дорожной одежды предусматривает устройства на грунте земельного полотна: песчаного основания (15 см), основания из щебня (12 см) и верхнего покрытия из горячей песчаной асфальтобетонной смеси тип Г марки I на вязком битуме БНД 60/90 (4 см).
Полагаем, что технологически качественное выполнение всех слоёв дорожной одежды в существующем ландшафте не возможно.
Кроме того, между пристроенным участком и существующим тротуаром будет происходить разрыв покрытий, образование трещин и разрушений. Для безопасного передвижения велосипедистов данная полоса с заведомо низким сроком эксплуатации будет непригодна.
7. В соответствии с ПЗ 18-15 п.9 и типовыми поперечными профилями земельного полона предполагается, что поперечный уклон покрытия велодорожки, тротуара и газонов, с целью обеспечения поверхностного водоотвода, будет составлять принятые проектом 15 промилле и направлен в сторону проезжей части Петербуржского шоссе. Например:
При этом сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта Петербургского шоссе планировка территории газона не предусмотрена.
Фактически существующие тротуары, которые предполагается использовать для устройства отдельных тротуаров или тротуаров с выделением на них велополосы, находятся ниже уровня газона.
В весенний, летний и осенний период, тротуары находятся в сильно затопленном состоянии, делающим невозможным передвижение по ним пешеходов, что будет происходить и после выполнения «ремонтных» работ с устройством велополос.
Ранее отвод воды осуществлялся системой дренажных канав вдоль тротуаров, впоследствии засыпанных.
Устройство какого-либо иного водоотведения проектом не предусмотрено. Удаление образующихся в большом количестве луж на велодорожке и пешеходном тротуаре не обеспечено.
8. В проекте отсутствуют узлы сопряжения:
— велодорожки с проезжей частью;
— велодорожки и тротуара с газоном.
В соответствии с текстовой частью ПЗ 18-15 п.5 в местах пересечения велодорожки с проезжей частью устраивается пониженный боротовой камень.
Для обеспечения безопасного и непрерывного движения велосипедистов необходимо выполнить сопряжение проезжей части и велодорожки на одном уровне, что обеспечивается устройством заданного продольного уклона покрытия велодорожки, не предусмотренного проектом.
Для разработки недостающих узлов и восполнения ими проекта, предлагаем варианты узлов из «Альбома типовых решений (стандартов) комплексного благоустройства территорий «вылетных» магистралей города Москвы»:
9. На начальном этапе разработки технического задания с выходом на место представителей администрации и представителя Клуба «ВелоТверь» обсуждалось и предполагалось устройство велодорожки на территории газона вдоль проезжей части.
Полагаем, что на участках, где проектом предусмотрен ремонт тротуара с устройством велополосы, возможно и необходимо устройство отдельной велодорожки на территории газона вдоль проезжей части.
На отдельных участках возможно устройство отдельной велодорожки с направлением в одну сторону на территории газона вдоль проезжей части. Движение велосипедистов в другую сторону предусмотреть по велополосе на тротуаре с устройством между велополосой и тротуаром технических зон не менее 0,5 м.
Более детальная проработка проекта возможна при осмотре территории с представителями администрации. Представители Клуба «ВелоТверь» готовы оказывать поддержку и консультации администрации города Твери в развитии велоинфраструктуры города в рамках действия рабочей группы по реализации Концепции развития велосипедного движения в Твери.
Предлагаем привлекать представителей Клуба «ВелоТверь» и иных заинтересованных лиц в качестве специалистов на стадиях разработки и приёмки проектов по созданию велодорожек (велополос), технического надзора и приёмки скрытых и выполненных работ.
Полагаем необходимым разработать и утвердить нормативные положения и типовые решения по проектированию и строительству велодорожек в Твери с использованием уже существующей практики городов России и зарубежья.
Просим организовать и финансово обеспечить проведение необходимых работ по предпроектной трассировке велосипедных маршрутов на всей территории Твери. Проведения данных работ необходимо для нормальной организации градостроительного планирования и производства работ по устройству городской среды.