Советы начинающим рандоннерам

В связи с открытием нового сезона сверхдальних походов и марафонов, посмею дать несколько рекомендаций по подготовке начинающего бреветчика к его первому старту.

1. Подготовка и старт.

Участники марафонов готовятся к старту по-разному, но техническая часть и снаряжение у всех примерно одинаковые. С собой обязательны: насос, не меньше двух запасных камер, бортовые ключи, велосипедный мультиключ, выжимка цепи. Ремкомплект (заплатки и клей) в таких поездках малоэффективен, так как заклейка камеры занимает время и не гарантирует 100% эффект в полевых условиях.

Если бревет подразумевает движение в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости, обязательно наличие как минимум катафотов. В идеале лучше укомплектовать байк фарой белого цвета спереди и красным фонарём сзади.

Что касается провианта и воды, то каждый участник определяет «стартовый паёк» сам. Кому-то проще закупиться перед стартом и везти с собой полный рюкзак. Другие едут налегке, но вынуждены останавливаться для покупки еды и питья на маршруте, нередко переплачивая в сельских магазинах и ларьках. На старте не стоит сразу бросаться с места в карьер.

2. Темп.

Самая сложная часть для новичка. Всегда хочется успеть за группой, чтобы не остаться одному. Или не отстать от своих друзей, одноклубников, земляков и т.д. И в этом главная ошибка. Если комфортный темп участника ниже темпа группы, это рано или поздно скажется самым неприятным образом. В лучшем случае, рандоннер «сдуется» через 30-40км. В худшем — забьёт ноги вплоть до боли в коленях. А это может поставить под сомнение дальнейшее участие в марафоне. В этом плане самый лучший вариант — нахождение своего темпа и езда в таком режиме. Не стоит опасаться того, что эта скорость может быть ниже скорости остальных участников бревета, и все будут обгонять новичка. Напомню, что для преодоления дистанции за контрольное время (КВ) нужно двигаться со средней скоростью 14,8км/ч. В любом случае, средняя скорость рандоннера будет выше этой цифры.

Помните: цель бревета — в преодолении себя и сложностей в дороге, а не самоистязание и не гонка в общепринятом понимании. Главное финишировать и при этом уложиться в норматив.

3. Режим отдыха и питания.

Любой фанат сверхдальних поездок вырабатывает систему приёма пищи и график отдыха после второго-третьего заезда. Скорее даже, он их «находит» =) Для новичка же лучше использовать привязку к пробегу. Начинать советую с остановок через каждые 15км, то есть примерно раз в полчаса. Чтобы уложиться в КВ, эти остановки не должны быть дольше 10 минут. Вообще же, чем они короче, тем лучше) Как лучше распорядиться ногами на время стоянки — сидеть, ходить или лежать? Не знаю, это на усмотрение самого человека. Лично я обычно ходил. Ко всему прочему, вспомните школьные уроки физкультуры: после физической нагрузки нежелательно сидеть или лежать — сердечно-сосудистая система испытывает перегрузку. Если рандоннер двигается в своём темпе и чувствует, что может проехать без остановок бОльшую дистанцию, можно смело повышать величину перегона до 20км.

Что касается исключительно еды. Обязательно нужно плотно поесть за час до старта! Тогда не будет тяжести в желудке, а сил хватит на первый, как правило резвый, отрезок пути. Помните: есть нужно до наступления чувства голода. То есть лучше запихнуть в себя булочку или шоколадку заранее, едва ли не против воли, чем поесть будучи голодным и катить 15-20 км полуобморочным овощем со скоростью 12км/ч.

4. Особенности движения в группе. Раскатка.

Основная вещь, которую нужно запомнить начинающему марафонцу и смириться с ней, заключается в следующем. Бревет — не покатушка и даже не поход, поэтому никто не будет «тянуть» отстающего, снижать свой темп. Исходя из п. 2, каждый участник движется своим темпом. Взвинчивание крейсерской скорости чревато неприятными последствиями. Но и искусственное занижение темпа не принесёт ничего хорошего. Замечали, как тяжело долго педалировать медленнее привычного и комфортного? А теперь представьте, как быстро и насколько это утомит в поездке на 200+ км. Движение в группе возможно только тогда, когда темп всех гонщиков совпадает или разница настолько незначительна, что можно ускориться/замедлиться без ущерба для дыхания!

Индивидуальной особенностью является раскатка марафонца. Это начальная дистанция, после которой меняется режим движения. У кого-то раскатка заключается в полном разогреве мышц. И после n-ного десятка километров открывается второе дыхание. У кого-то она проявляется в длине стартового отрезка, который проходится без остановок на предельной комфортной скорости. С одной стороны, из-за этой раскатки возникают дополнительные сложности в движении группой. С другой — узнав эту особенность своего стиля езды, байкер сможет грамотно рассчитывать силы и выработать свою тактику прохождения дистанции.

Об авторе

Алексей Дегтерёв

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий