Велопоход на Бородинское поле 2013

Отчёт о походе в Бородино 31 августа-1 сентября

В кратком предисловии к этому походу скажу, что маршрут этот, потрясающий и интересный во всех отношениях, проходился уже несколько раз. Участвуя в нем в прошлом году, мне очень хотелось поехать и в этом. Но время на него нашлось только в конце лета, на рубеже лета и осени.

Словом, в последний день августа, 31 числа, мы ранним утром собрались на вокзале. Предстояла долгая дорога на двух электричках с пересадкой в Москве. Честно сказать, я переживала по поводу собравшейся команды – я оказалась единственной девушкой и боялась не успеть за четырьмя здоровыми мужчинами. До последнего я надеялась на появление какой-нибудь велосипедистки для увеличения женской части нашей экспедиции, но – увы, я так и осталась единственной.

Итак, мои мужчины – Александр, Юрий, Григорий и Владимир. Полностью команда собралась на станции Подсолнечная. Мы прекрасно добрались до Москвы, перебрались на Киевский вокзал и доехали до станции Бородино.

Осень сразу же показала нам зубы, по меткому определению Володи. Дождь начался тут же после высадки. Сначала это была легкая морось и мы не обращали на неё внимания, надеясь, что вскоре это безобразие закончиться.

Мы посмотрели Спасо-Бородинский монастырь, Шевардинский редут, проехались по местам боевой славы и заехали на арену реконструкции Бородинского сражения (там проводилась генеральная репетиция), а дождь всё усиливался. С мокрой дороги на нас из-под колёс летели брызги, было сыро и холодно.

Следующая цель – Лужецкий монастырь в Можайске, там запланирована стоянка и обед. Нам повезло, прямо за монастырём располагается конная база Аванпост, в которой на веранде под крышей мы перекусили и отремонтировались (Саня схватил прокол). Надо сказать, что на лошадках АП мы в августе ездили в конный поход (я, Юра и Саша), так что было очень приятно увидеть знакомых ребят на конюшне, посмотреть на лошадей и попить горячего чаю в такой гостеприимной обстановке. Почти все кони участвовали в реконструкции сражения, поэтому «свою» лошадку я не увидела. Зато все наши знакомые были наряжены в цыганские наряды – цветастые юбки, платки, чёрные парики (это мероприятие у них называется «Цыганка», насколько мы поняли). Этот цыганский табор, шумный и весёлый, поживился с нашего стола, и мы отправились дальше.

Можайск мы посмотрели мельком, честно говоря, под противным дождём нам было не до достопримечательностей и фотографий. Только у Григория хватало мотивации всё время снимать на видеокамеру наши передвижения. Заехали к готической церкви, в магазин – и двинулись в Верею. За этим городком у нас значилась стоянка.

По пути в Верею дождь и вовсе разошёлся, у меня осталось одно впечатление от дороги – невыносимо мокро и грязно. А так как быстро темнело, становилось ещё и холодно. Люди смотрели на нас как на умалишённых, хорошо, что не показывали пальцами, но оборачивались вслед. Мы представляли собой жалкое зрелище, если честно. С нас стекала ручьями вода и жидкая грязь. Несколько раз нас окатывали проезжающие мимо машины, но это уже не играло никакой роли – мы всё равно были вымокшие до нитки.

Наконец, поскальзываясь на размокшей глине, спускаемся к реке. Наверное, это – самая противная часть всего похода, когда немеющими руками в темноте пытаешься развязать тесемки на бауле, распаковать вещи, поставить палатку, достать котелок и горелки. И вот наконец всё поставлено, убрано в палатку, вещи отсыревшие, но по сравнению с теми, что были надеты на нас – кажутся восхитительно сухими и тёплыми. Сидим под натянутым тентом Юркиной палатки полным составом и готовим ужин. По тенту барабанит дождь, горелки нагрели воздух, жить явно стало веселее. Поужинали, сварили горячий глинтвейн и разошлись спать по палаткам.

Радуюсь, что мой спальник ехал в двух пакетах и не промок. Но не у всех дела обстояли, как у меня. Володя забыл убрать свой спальник в пакет, и ему очень повезло, что нашёлся лишний у Сани. По словам очевидца Юрика, с него стекала вода. Ночевать в мокром спальнике – бррр, что может быть ужаснее?

Но, оказывается, есть кое-что, что может с этим сравниться. Например, надевать утром мокрую одежду и обувь. Несравненное удовольствие! Дождь, кстати, так и не прекратился и всю ночь мы спали под звук барабанящих капель. Если обычно это очень приятный и успокаивающий звук, то этим утром он был просто пугающим. Нехотя вылезаем и проделываем все операции в обратном порядке – собрать вещи, палатки, засунуть всё это в мокрые грязные баулы. Под дождём, ага.

Маршрут предполагал большую часть дороги идти по грунтовке вдоль реки и проходить брод. Но представив, что твориться с дорогами сейчас, какая размокшая и скользкая глина их покрывает, решили обойти скользкие места по асфальту.

И не зря! Если бы мы оставили всё как есть и рискнули, то ночевать остались бы на вокзале, не успев ни на одну электричку. Немного грунтовой дороге всё же досталось и на особенно крутом подъёме я даже не смогла самостоятельно закатить вел – ноги скользили по глине и я съезжала вниз вместе с велосипедом. Спасибо мужчинам, они весь поход помогали мне таскать тяжёлый байк с баулом на таких подъёмах и по лестницам на вокзалах.

Брод и остальную прелесть мы объехали по асфальту к немалому огорчению Юры и Сани. Но я рада ☺. Зато заехали в придорожное кафе. У нас осталось довольно много времени, и можно было позволить себе выпить горячего кофе и пообедать не торопясь.

Далее – Боровск (дорога в него ужасна – разбитый дырявый асфальт). Но сам город красивый, старинный, он известен своими расписными стенами домов, которые оформлял местный художник. К сожалению, некоторые картины оказались безжалостно закрашенными и теперь их можно посмотреть только на фото. Очень жаль, что такие образцы стрит-арта уничтожаются и на стенах красуются только неумелые почеркушки «граффити».

Мы посмотрели несколько церквей и Боровский монастырь. В монастыре представилась возможность подняться на колокольню, с удовольствием поглядели на город с высоты.

Дождь почти прекратился, но погода всё равно пасмурная, солнце мы в этом походе так и не увидели, к сожалению.

Начинаем путь домой. От Боровска доехали до станции Балабаново, сели на электричку и добрались до Москвы. Далее – дорога на Ленинградский вокзал. Проезжая по Московским автострадам рядом со сверкающими иномарками, я чувствовала себя первобытным дикарём – ровный слой грязи покрывал меня, велосипед, рюкзак, баул. Мы вообще выглядели как шахтёры, которые неделю не мылись.

На перекрёстке – мой звёздный час. Выполняя левый поворот, чувствую неожиданную пустоту у левой ноги. Мамочки, моя педаль валяется на дороге отдельно от велосипеда! Лучшего момента и придумать нельзя! Стою посреди перекрёстка с глупым видом и покалеченным велосипедом. Пытаюсь крутить одной ногой, естественно не получается (неудивительно). С горем пополам проехала десять метров. Привал. Ремонт. Руководитель ругается, да. Пошёл искать болт из педали на дорогу. Его, кстати, в конце концов, нашёл Володя, когда надежда на это почти умерла (спасибо!). Резьба не сорвана к счастью, так что поправили быстро.

И вот уже электричка в Тверь (даже не последняя!). В ней нагло на горелке погрели недопитое вино, распространяя запах натурального перегара по всему вагону. Чувствую себя чем-то средним, между пещерным человеком и бомжом. Но зато тепло и вкусно, и скоро домой! А там – горячий чай, тапочки и сухая кровать. Начинаешь ценить такие простые вещи, которые раньше воспринимались как должное.

Итак, мы дома, мы прошли весь маршрут (149км) с хорошим настроением и благополучно добрались домой.

Спасибо за прекрасную организацию руководителю Александру, Юрику, Володе и Грише за помощь и весёлую кампанию! Отлично съездили ☺!

Спасибо большое автору отчета — Светлане Несмеловой.