Отчет автопоход Псков — Изборск — Печоры — Пушкиногорье 2015

Автопоход под названием «Псков-Печоры-Изборск- Пушкиногорье» обещал быть интересным с самого начала. Познавательная культурная программа, великолепные крепости, исторические места, далёкое путешествие и весёлая кампания – неужели ещё что-то нужно?

Оказалось, нужно. Нужно взять с собой вещи, документы, хорошее настроение, фотоаппараты, некоторые ингредиенты и продукты (об этом позже), и вообще кучу всего.

ВЫЕЗД [5 ноября (четверг)]

Продираясь сквозь организационные трудности, забывая эти самые вещи с документами, к месту сбора добрались 12 человек (3 машины-экипажа). Ещё два человечка у нас в перспективе, мы встретим их через пару дней в Изборске. На календаре 5 ноября, все желающие в сборе, можно начинать путешествие.

Выезжали поздно вечером сквозь глухую пробку на окружной трассе, ехали в сторону Западной Двины (около 300км). Там первая остановка и место ночёвки.

До городка долетели быстро, спасибо водителям. По-моему, мы дольше препирались в гостинице, топтались в коридоре, заселялись в номера. Хотя это того стоило, ночевка получилась комфортабельная и душевная.

ПСКОВ [6 ноября (пятница)]

Утро, дорога в Псков. Немного подморозило за ночь, в воздухе висит изморозь. А к обеду всю дорогу застлал густой туман, в нем почти не было просветов.

И Псков мы увидели сквозь туманную дымку. Древний Кремль возвышается на холме при слиянии рек Псковы и Великой.
Сердце города. Кром. Самая большая крепость в Европе. Она была в активном боевом употреблении почти 1000 лет (!!!)
У города, вообще, богатая история, вкратце её не пересказать.

Впечатления остались сильные. Силуэты тяжелых оборонных строений, грубая каменная кладка и почти осязаемая древность. И всё это в густом молочном тумане. Даже не знаю, повезло нам с такой погодой, или же нет, но таким Псков мы вряд ли ещё увидим.
Жаль, что темнеет в ноябре рано. Мы выехали из города в сумерках, когда зажглись круглые фонари на набережной.

Мы едем дальше, предварительно перекусив в симпатичной столовой под названием «Бульвар». Туман все еще висит густым облаком над лесной дорогой. Темно. Вспоминаем классические фильмы ужасов. Мы едем на турбазу Вашиногора.

Про турбазу требуется отдельный рассказ.

Итак, ТУРБАЗА Вашиногора

Турбазы, как и гостиницы, бывают разными. Но такую любопытную я ещё не видела.
Нет, с виду все как обычно – небольшие домики, корпус администрации, банька. Самое интересное находилось внутри домиков.

Кроватей, как таковых, там не оказалось. Кроватью служила широкая скамья, занимающая полдомика. На скамье лежали шесть подушек и почему-то два одеяла. Больше одеял «не положено», на шесть человек два одеяла — «в самый раз».
Я бы не писала про это так подробно, если бы «кровати» не возымели такое удручающее действие на всю кампанию.

Почему вид этих «кроватей» так поразил видавших виды походников, я так и не поняла. Но топтались в коридоре мы ещё дольше, чем в Западной Двине, тщетно пытаясь заселиться «по половому признаку» в несчастные домики. Заселялись с великим трудом и скрипом. Немного примирило с такой несправедливостью наличие в каждом домике печки-камина, которая грела  всю комнату и выглядела очень уютно.

Дальше настал черёд тех самых «некоторых ингредиентов и продуктов». Док (Алексей Шабашов) согласился ещё раз приготовить божественную домляму. Сам процесс занял долгое время, и получилось невероятно вкусно. Низкий поклон за такие труды и огромное спасибо!

Потом мы посидели за длинным общим столом в «банном» доме, уговорили целый казан домлямы. Ну и отправились ночевать в домики, выклянчив у администрации ещё три одеяла.

А утром все сошлись во мнении, что турбаза великолепна. Даже без одеял.

ИЗБОРСК-ПЕЧОРЫ [7 ноября]

Изборск. Туда мы приехали рано утром. Здесь чувствуется европейская культура, ведь мы совсем близко к границе с Эстонией.
Кремль – тевтонский, неприступный замок на горе Жеравьей. Его кремовые стены ни разу не сдались врагу. Мы поднимались на башню, спускались по тайному лазу к воде, бродили по окрестностям.
Эта крепость тоже прекрасный архитектурный памятник боевой славе страны. Каждая башня, каждая стена имеет свою отдельную страницу в истории.

В Изборске мы встретили наших отставших девчонок – Лену и Олю (Чудо Алёнку). Они догнали на поезде и счастливо присоединились к нам.

Потом, уже все вместе, пошли к Словенским ключам, что бьют у подножия крепости. Там мы кормили хлебом из рук белых лебедей. Птицы не боятся человека и сами просят вкусненькое.

Ну ладно. Изборская крепость, лебеди, источники.

Впрочем, мы уже торопимся. Нас ждут в Печорах.

Печоры. Богом Зданные пещеры

Мы едемСвято-Успенский Псково-Печерский Мужской Монастырь

В одной из летописей говорится, что в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, услышали в глухом лесу близ ручья Каменца прекрасное пение, доносившееся из-под земли. Однажды, когда крестьянин Иван Дементьев рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из деревьев открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры». Это был 1392 год.
И теперь мы стоим у входа в эти пещеры. Стоим уже долго. Очень много туристических групп, все хотят попасть в знаменитые святые пещеры.
Наконец торжественно позвали и нас. На входе каждый взял длинную восковую свечу и вошел под каменные своды.

Мы в недрах горы. В недрах самого большого подземного кладбища. Здесь темно и нет светильников, дорогу нам освещают только свечи и фонарик монаха, идущего впереди в черной рясе.
На каменных стенах одна за другой таблички. Позеленевший металл, почти истёртые буквы. Мы подносим свечки совсем близко к стене, что бы прочитать Имя. Имён много, очень много. Все стены отмечены, как печатями, этими могильными плитами с именами. Ход пещеры извивается, уходит вглубь горы. Мы идем за монахом.

Он приводит нас в Подземную Церковь. Алтарь, иконы, горящие свечи. Голос монаха гулко разносится под сводами.
Потом мы идем на одно из братских кладбищ пещер. Входом туда служит икона. Монах, отодвигает икону, словно дверь и позволяет заглянуть нам внутрь….

Свеча в руке почти догорела, когда закончилась эта торжественная и странная экскурсия.

Без сомнения, в этот день мы испытали сильнейшие эмоции.

Еще через пару часов, осмотрев монастырь, погуляв не только под землей, но и вокруг высоких стен, мы разогнали мысли о смерти. Выезжаем к месту ночевки в Пушкиногорье.
Уже смеркается и стремительно темнеет.

Гостиница в Пушкиногорье оказалась просто чудесной. Все собрались на большой общей кухне и сидели допоздна. Юрик исполнил целый концерт на гитаре, Илья подбивал девчонок танцевать бачату. Сергей Крылов и Ко дегустировали пиво с непотребными названиями. Вот так хорошо закончился насыщенный древностями день.

Пушкиногорье

Утром приехали мы в село Михайловское. Да-да, в то самое, где жил Александр Сергеевич Пушкин, в его семейное поместье.

Точнее, приехали мы в окрестности поместья, к самому селу проезд закрыт, нужно идти по сосновому лесу, где когда-то гулял и сам поэт.

«Осенняя пора, очей очарованье….» Может быть и так, но сегодня зарядил мелкий дождик прямо с самого утра. Нам это не портило настроение, а даже добавило некоторую романтику.

Итак, село Михайловское. Мы многое там увидели! Парк с аллеями и яблоневый сад. Дом, где жил сам поэт. Отдельная избушка его няни, Арины Родионовны. Изба-стряпчая, где кухарка варила любимое варенье Пушкина из крыжовника. Огромный раскидистый дуб (да, тот самый! «У Лукоморья дуб зеленый….»). Живописные пруды с островком посередине. К сожалению, почти всё – реконструкция, поскольку до наших дней сохранилось совсем немного предметов, которые помнят поэта.
Но экскурсия оказалась восхитительной! Лично я узнала про поэта очень много; оказывается, он был большим задирой, бунтарем, сильным физически и очень закаленным. В небольшой речке позади дома он купался до самых лютых холодов и не делал себе скидок и поблажек. Не буду пересказывать всю полуторачасовую экскурсию. Просто съездите и посмотрите всё сами! Нам понравилось.

В парке установлен оригинальный памятник поэту. Пушкин словно в образе Мефистофеля (это моё впечатление). Ощущения от памятника неоднозначные. Поэт узнаваем, но всё-таки, это не он, а, возможно, какая-то потаённая часть его души.

Дождь к концу экскурсии зарядил в полную силу, поэтому прогулка по аллеям получилась скомканная. Сказав спасибо нашему гиду, мы спешим в машины.

А потом едем в сторону Троегорского села. Оно знаменито тем же, чем и Михайловское. Здесь жили друзья Пушкина, сюда он частенько заглядывал на обед и просто без причины.
Под дождем мы прошлись по очередным аллеям, посмотрели на скамейку Онегина и на солнечные часы. Ну что ж…. Пора прощаться и с этими историческими местами. Экскурсию в Троегорском мы не брали, каждый погулял, сколько хотел, по парку. Или сколько смог – уж больно сыро и промозгло на улице.

Вот и всё. Мы идем обратно в машины для того, что бы ехать в сторону дома.
Очередной поход закончен.

Спасибо за поход!

Спасибо организатору Александру Титову! За отличную подборку исторических мест, городов, экскурсий! За прогулки по набережным, крепости и монастыри! За организацию и подготовку!

Спасибо Алексею Шабашову (Доку) за супер-пупер домляму! Невероятно вкусно! Обалдеть!

Спасибо водителям – Сергею Крылову, Саше Генералову, Юрику Долгорукову – за 1500км за рулем! Мо-лод-цы! (Юрик, тебе отдельно – спасибо за песни и Ворону).

И спасибо всем за поход и настроение!

Спасибо Светлане за отчет!!!

Группа по автопоходу с полной информацией по культпрограмме и фото https://vk.com/club102351402