400-летие дома Романовых приурочено к воцарению Михаила Феодоровича Романова на русский престол 11 (21) июня 1613 в Успенском соборе Московского Кремля. 17 июля 1918 года последний монарх Российской империи был расстрелян. Россию к тому времени объявили республикой, и началось «новое» время в «новой» стране.
На тот момент Империя занимала одно из господствующих положений в мире. Велосипед, как предмет необыкновенно популярный, доступный и зачастую предпочтительный в современных городских условиях, был уже в чести и использовался как для развлечения, так и в государственных целях.
С 1886 года в Риге набирает обороты и через 10 лет выходит на общероссийский рынок «Фабрика велосипедов «Россия» А.Лейтнера и К». В 1893 году в Москве была основана фабрика «Дукс», со второго производственного года приступившая к выпуску велосипедов. В Москве и Петербурге издаются велосипедные журналы.
Продвижению велосипеда благоприятствовала и увлечённость этим транспортным средством в царской семье. Первый велосипед появился у императора Александра II в 1867 году. Привезённый из Парижа «Костотряс» послужил началом разрастающегося интереса к данной технике в семье Романовых.
Великий князь Сергей Михайлович (внук Николая I) принимал участие в велосипедных гонках, был почетным председателем Санкт-Петербургского общества велосипедной езды и способствовал проведению первой гонки Москва — Санкт-Петербург в 1895 году. Престиж европейской страны определялся, в том числе, наличием собственного велотура: гонка Париж – Брест – Париж (1891 г.), Бордо — Париж (1891), Париж – Брюссель (1893), Москва – Санкт-Петербург (1895), Париж – Тур (1895), Париж – Рубэ (1896), «Тур де Франс» (1903), «Джиро» — вокруг Италии (1909), шестидневные гонки на треках в Париже (1896), Нью-Йорке (1899), Брюсселе (1912) и пр.
Другим отличительным велосипедистом в семье Романовых стал цесаревич Алексей. В связи с болезнью, его необходимо было много носить на руках, как дома, так и на улице. Боцману Андрею Деревенько, приставленному к нему в дядьки, дали велосипед с сиденьем для наследника. С шести лет мальчик уверенно чувствовал себя в седле личной трёхколёсной техники. После полученной в 1912 году травмы для цесаревича был создан велосипед специальной конструкции, позволяющий разрабатывать травмированную ногу. Врачи обосновывали необходимость его изготовления: «Велосипед для Его Высочества это не только забава, но и ортопедический прибор…». Через год врач записал: «На днях мне вновь пришлось увидеть мастера, вызванного для того, чтобы превратить велосипедный аппарат вновь в велосипед, так как Государь Наследник Милостию Божией здоров».
Велосипедом увлекались сыновья Александра II, Александр III, императрица Мария Феодоровна, Николай II с младшим братом Михаилом и сестрами Ксенией и Ольгой. Катались на велосипедах и дети Николая II. Императорская семья из года в год приобретала новые модели велосипедов.
О теме велосипеда в доме Романовых рассказывает глава книги «Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в.» — «Велосипедные истории» императорских резиденций: http://statehistory.ru/books/Vzroslyy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy—Vtoraya-chetvert-XIX—nachalo-XX-v/31
Императорской двухколёсной технике посвящён один из интереснейших велосипедных музеев мира, расположенный в Петергофе: http://peterhofmuseum.ru/page.php?id=4&page=99. Именно здесь находится колыбель первых велосипедных дорожек России, моды на велосипедные прогулки, семейного и массового велоспорта.
Фотографии из альбомов Николая II, Марии Феодоровны, Анны Александровны Вы́рубовой, коллекции Брайана Ладбрука, брошюры «Императорские велосипеды» и др.
Велосипед Александра II
Английский велосипед Паук Александра III
Императрица Мария Федоровна во время велосипедной прогулки
Американский двухместный велосипед-тандем великого князя Александра Михайловича внук Николая I
Великая княжна Ольга Александровна в Гатчинском дворце около 1906 года
1894 г., будущий Николай II в Дании с принцами Датским Орлеанским и Греческим
Великий князь Михаил Александрович на моторном французском велосипеде 1910 год
Крайний слева – будущий Николай II на велосипеде фирмы «Зингер»
Император Николай II
Цесаревич Алексей с «дядькой» Деревенько 1910
Цесаревич Алексей с «дядькой» Деревенько около 1910
Цесаревич Алексей, Боцман Деревенко 1905-1917
Цесаревич Алексей, Боцман Деревенко
Цесаревич Алексей, Боцман Деревенко
Цесаревич Алексей 1905-1917
Деревенько Андрей Еремеевич дядька наследника
Английский трёхколёсный велосипед 1880 г. цесаревича Николая Александровича
Николай II и наследник Алексей на велосипеде. Дорожки парка
Цесаревич Алексей, 1913
Цесаревич Алексей на велосипеде в парке, 1914 г
Цесаревич Алексей на велосипеде
Император Николай II и цесаревич Алексей в Александровском парке Царского Села, 1913
Дочери Николая II с малолетства катались по дорожкам Петергофского и Царскосельского парков, около 1908
Великая Княжна Татьяна
Семейный портрет семьи Романовых в парке
Фото около Трясущегося мостика в парке
Семейный портрет семьи Романовых в парке
Николай II на прогулке с семьёй. На велосипеде Великий князь Михаил Александрович, в коляске Великая княгиня Ольга Александровна, стоят сзади Великий князь Александр Михайлович с супругой Великой княгиней Ксенией Александровной
Великая Княжна Татьяна Николаевна и Великая Княжна Ольга Николаевна, 1914-1916
Младшие сыновья вел. кн. Ксении Александровны с велосипедом. 1911-1916
«Поставщик Императорского двора», по продаже дорогих моделей велосипедов торговый дом «Победа»
Торговый дом Победа, Санкт-Петербург Продажа велосипеда, 1912