Цесаревич Алексей, Боцман Деревенко, 1905-1917
Цесаревич Алексей, Боцман Деревенко, 1905-1917

Подборка фотоматериалов «Велосипед в царской семье» к 400-летию дома Романовых

400-летие дома Романовых приурочено к воцарению Михаила Феодоровича Романова на русский престол 11 (21) июня 1613 в Успенском соборе Московского Кремля. 17 июля 1918 года последний монарх Российской империи был расстрелян. Россию к тому времени объявили республикой, и началось «новое» время в «новой» стране.

На тот момент Империя занимала одно из господствующих положений в мире. Велосипед, как предмет необыкновенно популярный, доступный и зачастую предпочтительный в современных городских условиях, был уже в чести и использовался как для развлечения, так и в государственных целях.

С 1886 года в Риге набирает обороты и через 10 лет выходит на общероссийский рынок «Фабрика велосипедов «Россия» А.Лейтнера и К». В 1893 году в Москве была основана фабрика «Дукс», со второго производственного года приступившая к выпуску велосипедов. В Москве и Петербурге издаются велосипедные журналы.

Продвижению велосипеда благоприятствовала и увлечённость этим транспортным средством в царской семье. Первый велосипед появился у императора Александра II в 1867 году. Привезённый из Парижа «Костотряс» послужил началом разрастающегося интереса к данной технике в семье Романовых.

Великий князь Сергей Михайлович (внук Николая I) принимал участие в велосипедных гонках, был почетным председателем Санкт-Петербургского общества велосипедной езды и способствовал проведению первой гонки Москва — Санкт-Петербург в 1895 году. Престиж европейской страны определялся, в том числе, наличием собственного велотура: гонка Париж – Брест – Париж (1891 г.), Бордо — Париж (1891), Париж – Брюссель (1893), Москва – Санкт-Петербург (1895), Париж – Тур (1895), Париж – Рубэ (1896), «Тур де Франс» (1903), «Джиро» — вокруг Италии (1909), шестидневные гонки на треках в Париже (1896), Нью-Йорке (1899), Брюсселе (1912) и пр.

Другим отличительным велосипедистом в семье Романовых стал цесаревич Алексей. В связи с болезнью, его необходимо было много носить на руках, как дома, так и на улице. Боцману Андрею Деревенько, приставленному к нему в дядьки, дали велосипед с сиденьем для наследника. С шести лет мальчик уверенно чувствовал себя в седле личной трёхколёсной техники. После полученной в 1912 году травмы для цесаревича был создан велосипед специальной конструкции, позволяющий разрабатывать травмированную ногу. Врачи обосновывали необходимость его изготовления: «Велосипед для Его Высочества это не только забава, но и ортопедический прибор…». Через год врач записал: «На днях мне вновь пришлось увидеть мастера, вызванного для того, чтобы превратить велосипедный аппарат вновь в велосипед, так как Государь Наследник Милостию Божией здоров».

Велосипедом увлекались сыновья Александра II, Александр III, императрица Мария Феодоровна, Николай II с младшим братом Михаилом и сестрами Ксенией и Ольгой. Катались на велосипедах и дети Николая II. Императорская семья из года в год приобретала новые модели велосипедов.

О теме велосипеда в доме Романовых рассказывает глава книги «Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в.» — «Велосипедные истории» императорских резиденций: http://statehistory.ru/books/Vzroslyy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy—Vtoraya-chetvert-XIX—nachalo-XX-v/31

Императорской двухколёсной технике посвящён один из интереснейших велосипедных музеев мира, расположенный в Петергофе: http://peterhofmuseum.ru/page.php?id=4&page=99. Именно здесь находится колыбель первых велосипедных дорожек России, моды на велосипедные прогулки, семейного и массового велоспорта.

Фотографии из альбомов Николая II, Марии Феодоровны, Анны Александровны Вы́рубовой, коллекции Брайана Ладбрука, брошюры «Императорские велосипеды» и др.

Велосипед Александра II
Велосипед Александра II

Английский велосипед Паук Александра III
Английский велосипед Паук Александра III

Императрица Мария Федоровна во время велосипедной прогулки
Императрица Мария Федоровна во время велосипедной прогулки

Американский двухместный велосипед-тандем великого князя Александра Михайловича внук Николая I
Американский двухместный велосипед-тандем великого князя Александра Михайловича внук Николая I

Великая княжна Ольга Александровна в Гатчинском дворце около 1906 года
Великая княжна Ольга Александровна в Гатчинском дворце около 1906 года

1894 г будущий Николай II в Дании с принцами Датским Орлеанским и Греческим
1894 г., будущий Николай II в Дании с принцами Датским Орлеанским и Греческим

Великий князь Михаил Александрович на моторном французском велосипеде 1910 год
Великий князь Михаил Александрович на моторном французском велосипеде 1910 год

Крайний слева – будущий Николай II на велосипеде фирмы «Зингер»
Крайний слева – будущий Николай II на велосипеде фирмы «Зингер»

Император Николай II
Император Николай II

29

Цесаревич Алексей с «дядькой» Деревенько 1910
Цесаревич Алексей с «дядькой» Деревенько 1910

Алексей с дядькой Деревенько около 1910
Цесаревич Алексей с «дядькой» Деревенько около 1910

Цесаревич Алексей, Боцман Деревенко 1905-1917
Цесаревич Алексей, Боцман Деревенко 1905-1917

Цесаревич Алексей, Боцман Деревенко
Цесаревич Алексей, Боцман Деревенко

Цесаревич Алексей, Боцман Деревенко
Цесаревич Алексей, Боцман Деревенко

Цесаревич Алексей 1905-1917
Цесаревич Алексей 1905-1917

Деревенько Андрей Еремеевич дядька наследника
Деревенько Андрей Еремеевич дядька наследника

Английский трёхколёсный велосипед 1880 г цесаревича Николая Александровича
Английский трёхколёсный велосипед 1880 г. цесаревича Николая Александровича

Николай II и наследник Алексей на велосипеде. Дорожки парка
Николай II и наследник Алексей на велосипеде. Дорожки парка

Цесаревич Алексей, 1913
Цесаревич Алексей, 1913

Цесаревич Алексей на велосипеде в парке, 1914 г
Цесаревич Алексей на велосипеде в парке, 1914 г

Цесаревич Алексей на велосипеде
Цесаревич Алексей на велосипеде

Император Николай II и цесаревич Алексей в Александровском парке Царского Села, 1913
Император Николай II и цесаревич Алексей в Александровском парке Царского Села, 1913

Дочери Николая II с малолетства катались по дорожкам Петергофского и Царскосельского парков, около 1908
Дочери Николая II с малолетства катались по дорожкам Петергофского и Царскосельского парков, около 1908

Великая Княжна Татьяна
Великая Княжна Татьяна

Семейный портрет семьи Романовых в парке
Семейный портрет семьи Романовых в парке

Фото около Трясущегося мостика в парке
Фото около Трясущегося мостика в парке

Семейный портрет семьи Романовых в парке
Семейный портрет семьи Романовых в парке

Николай II на прогулке с семьёй. На велосипеде Великий князь Михаил Александрович, в коляске Великая княгиня Ольга Александровна, стоят сзади Великий князь Александр Михайлович с супругой Великой княгиней Ксенией Александровной
Николай II на прогулке с семьёй. На велосипеде Великий князь Михаил Александрович, в коляске Великая княгиня Ольга Александровна, стоят сзади Великий князь Александр Михайлович с супругой Великой княгиней Ксенией Александровной

Великая Княжна Татьяна Николаевна и Великая Княжна Ольга Николаевна, 1914-1916
Великая Княжна Татьяна Николаевна и Великая Княжна Ольга Николаевна, 1914-1916

Младшие сыновья вел. кн. Ксении Александровны с велосипедом. 1911-1916
Младшие сыновья вел. кн. Ксении Александровны с велосипедом. 1911-1916

«Поставщик Императорского двора», по продаже дорогих моделей велосипедов торговый дом «Победа»
«Поставщик Императорского двора», по продаже дорогих моделей велосипедов торговый дом «Победа»

Торговый дом Победа, Санкт-Петербург Продажа велосипеда, 1912
Торговый дом Победа, Санкт-Петербург Продажа велосипеда, 1912

Об авторе

Ольга Дуванова

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий