Bike-to-Work Day (Photo: Noah Berger)
Suit? Check. Tie? Check. Helmet? Check. Bike? Check. OK, let`s ride!

Записки начинающего «дауншифтера» или о том, как ездить на работу на велосипеде

Немного терминологии. Из википедии: «Даунши́фтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) — термин, обозначающий жизненную философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей»[1]. Родственно понятию simple living (англ. простая жизнь), а также опрощению в религиозной философии Льва Николаевича Толстого. Причисляющие себя к дауншифтерам склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам, наподобие постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста и т. д., ориентируясь на жизнь ради себя и/или семьи.»

Наверное есть целая философия такой жизни, и нам всем до понятия и принятия подобного образа жизни еще далеко, да и не всем это интересно и нужно. Сузим данное понятие до конкретного действия — использования велосипеда как основного вида транспорта и передвижения по городу.

Ситуация с транспортом в городе Твери, как вы все видите, просто катастрофичная, сама проездив три года за рулем авто, весной 2012 отказалась от ежедневного использования четырехколесного друга в пользу общественного транспорта и прогулок пешком. Мне свои нервы стали дороже, да и пользы для здоровья гораздо больше.

На велике каталась в основном летом, небольшие велопрогулки, выезды за город. Серьезно не рассматривала возможность ездить на нем на работу до начала этого сезона. Раньше останавливала куча причин, которых каждый назовет с десяток.

Как-то в один день я решила попробовать доехать на работу на велосипеде. Погода была хорошая, ехать не очень далеко (от Политеха на Пролетарке до пл. Капошвара), лифт в доме теперь удобный, большой, велик на себе тащить не нужно, в общем, поехала.

После поездки оценила свои ощущения, познала все преимущества, нашла ответы на многочисленные вопросы, поняла чего мне не хватает для полного счастья. И вот уже больше месяца я без велика никуда, да так, что мало представляю как можно еще на чем-то утром ездить, и готовлю комплект теплой одежды на зимний период, чтобы и зимой не вылезать из седла.

Для чего открыла эту тему: хочу поделиться своим опытом и открыть для кого-то новые горизонты, дать советы и привлечь в ряды велосипедных «дауншифтеров» как можно больше людей.

О своей работе: работаю в обычном офисе, целый день за компьютером. Обычное офисное здание, не приспособленное никак для нужд велосипедистов.

Итак, начнем с перечисления плюсов, которые я для себя четко обозначила.

+ ты ни от кого не зависишь (ни от пробок, ни от транспорта), можно четко планировать время и везде успевать. Времени на дорогу тратится в 2 раза меньше, времени на сборы по утрам так же стало меньше уходить. Временная экономия на лицо.

+ утренняя велопоездка (у меня она составляет 15-20 минут) — это очень хорошая альтернатива ежедневной зарядке, которые многие из нас хотят делать, но как-то все-время находятся причины не делать, а тут деваться некуда, а организм работает.

+Утренняя велопоездка дает огромный заряд энергии и позитива, которого мне лично хватает на целый день. Чувствуешь себя заряженным аккумулятором, которому и для себя хватает и чтобы и коллег приободрить тоже. Я забыла, что такое желание поспать после обеда, клевание носом за клавиатурой, желание пожаловаться на многочисленные пробки и проблемы.

+экономия денег по сравнению с маршруткой — 1000 рублей в месяц, по сравнению с использованием авто — экономия в размере 4000 рублей в месяц. Без комментариев.

+эстетическое удовольствие, которое я получаю ежедневно, проезжая по сонному утреннему городу, наблюдая прекрасные виды, в частности, Комсомольская площадь, двор Пролетарки, Христорождественский женский монастырь, из маршрутки или авто этого всего не видишь. А еще я людям люблю улыбаться на улице, правда в ответ только дети улыбаются и смеются, а взрослые не реагируют.

+ езжу в удобной мне одежде, не нужно пилить до работы на каблуках и портить свои ноги.

+ не нужно теперь в руках тащить пакеты с продуктами до дома. Вешаю на руль и везу :-).

+ могу объехать большее количество мест за меньшее время, теперь мне нужно пересаживаться с маршрутки на маршрутку, продумывать как доехать , или раздумывать ехать или нет в магазин на другой конец города, опасаясь простоять два часа в пробке потом и угробить целый вечер. Теперь я сажусь и еду, и мне все равно, час пик или не час пик, все, забыла об этом.

Теперь о том, что обычно останавливает людей и раньше останавливало меня.

Список частых причин «невозможности ездить на велике на работу» и варианты решения данных задач.

1. «На работе негде ставить велик»

Варианты решения: договориться с собственником здания, в каждом есть технические помещения, и возможно в одном из них найдется место и для вашего железного коня. Я оставляю велосипед в гараже для служебных машин. Возможно у вас в здании тоже такой есть. Основная проблема – успевать забирать велосипед до закрытия гаража, если задерживаюсь на работе — то приходится тащить велик в офис. Возможно есть вариант прицепить велосипед в где-то в укромном уголке холла, недалеко от вахты или пункта охраны. На улице оставлять велик на целый день я бы не рискнула. Но если больше негде, то хотя бы так, чтобы он был на виду из окна или под наблюдением видеокамер. Ну тут у каждого найдется свое решение.

2. «Как я потный приеду в офис?»

Полноценный душ в офисе – вещь практически нереальная, это все понимают, но выходы есть и тут. Во-первых, утренняя поездка не должна быть гонкой, едьте в спокойном режиме, не торопитесь, тогда и особо вспотеть не получится. Во-вторых, когда приехали, не бросайтесь сразу переодеваться и выполнять рабочие обязанности, дайте организму 10 минут на успокоение, терморегуляция придет в норму, одежда подсохнет. У всех организмы разные, кто-то потеет сильнее, кто-то слабее. Вариант — пойти в туалет и обтереться влажным полотенцем или тканевой салфеткой. Там же спокойно переодеться. Я сменный комплект одежды и обуви оставляю в офисе, периодически его меняю. Каждый день с собой не вожу. Стараюсь выбрать вещи, которые не сильно мнутся.

3. «А в дождь как?»

Когда первый раз попала под дождь на велике, приятного было мало, но ничего страшного со мной не случилось. Усекла для себя, что надо делать, и теперь дождя не боюсь. Первое что я делаю утром – смотрю прогноз погоды.( В прогнозе на неделю вперед могут ошибиться, то на один день как правило нет. ) Если прогнозируют дождь беру с собой непромокаемую велокуртку, самое главное – она закрывает попу и спину от брызг из-под колес. На рюкзак одеваю защитный чехол (у меня он в рюкзаке есть). На ноги если тепло, то сандалии. Которые быстро сохнут. Если холодно, то кроссовки, но они промыкают насквозь, конечно. Договорилась со знакомой портнихой, она мне из остатков ткани сошьет велобахилы, и кроссовки мокнуть перестанут. А пока я их за ночь высушиваю электросушилкой для обуви (стоит сие чудо 400 – 500 рублей). Сушит хорошо и быстро, запаха не остается. Еще на ногах шорты, чтобы штанины не пачкались, и они быстро сохнут. Если штаны, то лучше их максимально подгибать, ноги помыть или обтереть проще, чем стирать каждый день штаны.

В Китае, где много велосипедов продаются специальные плащи-пончо для велосипедов, стоят они там рублей 700. У нас я такое чудо видела только в магазине RedFox, стоит 2 тыс. Столько мне жалко пока…

В общем, плохой погоды не бывает – бывает неподходящая одежда.

4. «да по нашим дорогам ездить невозможно, на дороге машины, на тротуарах пешеходы»

Про Тверские дороги уже даже анекдоты сочинять грустно, ибо ситуация плачевная, и врятли что-то в ближайшее время изменится, поэтому ждать тотального овелодороживания улиц города в данный момент бесполезно. Хорошо, если будет лет через -цать, но ездить надо уже сейчас, т.к. чем больше нас будет на великах, тем быстрее велодорожки у нас появятся, был бы спрос — будет и предложение. Вопрос «где должны ездить велосипедисты в отсутствие велодорожек?» – риторический, ответить на него не сможет никто. Я лично, в основном езжу по тротуару, изредка, где небольшой поток машин и улица пошире – выезжаю на проезжую часть. Во время езды использую шлем, упасть можно и на ровном месте, мозги дороже. Велик оборудован фонариками задним красным и передним белым. Правда оба уже несколько раз терялись, нахожусь в поиске идеального надежного крепления уже не первый год, пока не нашла. На дороге – главное –не вилять , а ехать прямо. Объезжая препятствия в виде ям, луж, припаркованных авто – оглядываюсь назад и обозначаю свой маневр левой рукой. Каких либо серьезных инцидентов за месяц со мной не произошло, за исключением пары совсем неадекватных водителей, которые пытались меня прижать в обочине. В данном случае – уступаю, притормаживаю и еду дальше, что с дураков возьмешь. С пешеходами на тротуарах сложнее. Это некий непредсказуемый фактор , поэтому стараюсь их во-первых, не пугать внезапным велозвонком за спиной, они шарахаются и начинают метаться. Во-вторых, стараюсь аккуратно объехать как можно дальше и создавать как можно меньше неудобств для них, все-таки тротуар – это их законная территория. Если еду через толпу — стараюсь по краю и с минимальной скоростью, иногда спешиваюсь. В-третьих, не обращаю внимания на ругань в мой адрес, и не вступаю в полемику, считаю, что все пешеходы — это некие почтальоны Печкины, которые ругаются до тех пор, пока сами не сядут на велосипед.

5. «вдруг велик сломается, что я буду делать?»

Я конечно с техникой на «вы», особо в ней что-то ремонтировать серьезное не смогу. Прокол колеса у меня уже случился, благо недалеко от дома, так что докатила велик до дома, прогулялась. Самые распространенные поломки – слетела цепь , прокол колеса. Хорошо бы научиться чинить самим, но если с собой ни инструментов, ни умения, я всегда рассчитываю на помощь товарищей –велосипедистов, ни разу не отказывали и все поломки устранялись. Более серьезные вещи на дороге самому починить врятли удастся, но тут опять же плюс, эвакуатор за 3 тыс. вызывать не придется, ремонт велика обходится гораздо дешевле, чем авто и быстрее. А случится может всякое и с автомобилистом и с пешеходом, так что чего заранее переживать.

6. «если мне по делам в город надо – где я там велик оставлю?»

Ну тоже вопрос из разряда вело-страшилок. Да, велики угоняют, да, часто, да, откуда угодно. Тут как повезет. Замок велосипедный нужен — это раз. Пристегиваем там, где велик на виду или попадает под наблюдение видеокамер – это два. Стараемся занести велик в здание, с вахтером или охранником договориться гораздо проще, чем переживать на счет велика на улице – это три. А еще, для передвижения по городу, крутой велосипед не нужен, дешевый вполне справится со своей функцией, привлечет меньшее внимание веловоришек, и в меньше за него будете переживать. Ну это у кого как по возможностям.

Если что-то еще вспомню, то напишу.

Данная статья не направлена против использования автомобиля, и полного отказа от него, есть профессии, в которых без машины нельзя, есть ситуации, дальние поездки, я это прекрасно понимаю. Статья больше для тех, кто использует машину только для поездки дом-работа-дом, для тех, кто работает на одном месте, в офисе или на предприятии, чья машина почти целый день стоит припаркованной на улице. Я призываю всех, у кого есть такая возможность – хотя бы несколько раз попробовать доехать на велосипеде до работы. Это пойдет не только вам на пользу, но многим другим, кому вы в этот день освободите место в пробке, или уступите место в битком набитой маршрутке. И быть может, через некоторое время, вам не захочется снова садиться в прокаленный салон авто, отгораживаясь от окружающего мира, терять свое время и здоровье в пробке, запертым в четырех стенах, или стоять ждать общественный транспорт в час пик и пытаться запихнуться в маршрутку, обнимая пропотевших, ароматных людей… А вместо этого, вы оседлаете своего железного коня и полчаса посвятите заботе о себе, окружающей природе, экологии, и в мире станет одним счастливым человеком больше.

Спасибо за внимание.

Об авторе

Донскова Ольга

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий