Клуб «ВелоТверь», «ВелоПитер», Новгород, Москва создают совместными усилиями первый веломаршрут Москва-Санкт-Петербург. 11 августа состоится пробный заезд с двух сторон навстречу друг другу. Место встречи Тверская земля в районе города Осташков. Если кто хочет принять участие то, можно прокатиться. В контакте есть группа http://vk.com/event41023398. Все новости буду выкладывать здесь.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЕЛОМАРШРУТ №1. Делай раз
Что именно делать?
Участвовать во встречном велопробеге. Старт 11 августа.
Откуда куда?
Из Москва в сторону Санкт-Петербурга, минуя все автотрассы.
Либо из Санкт-Петербурга в сторону Москвы, минуя все автотрассы.
Либо из любой точки на маршруте в сторону движения того или другого потока.
Встреча двух потоков — на границе Тверской и Новгородской областей в районе дальнего Селигера.
А можно поточнее?
Конечно, не вдоль вонючей трассы М-10. Если смотреть с севера на юг, то ориентировочная нитка маршрута пока выглядит так:
Петербург – Пушкин – Павловск – Гатчина – Суйда – Вырица – Оредеж – Ям-Тесово – Вольные Кусони – Вольная Горка – Великий Новгород – Витославицы – Борок – Шимск – Коростынь – Старая Русса – Залучье – Демянск –Свапуще – Осташков – Селижарово – Ельцы – Луковниково – Старица – Тверь – Савватьево – Лисицы – Юрьево-Девичье – Конаково – Дмитрова Гора – Дубна – Мельдино – Рогачево – Лобня – Долгопрудный – Химки – Москва.
После этого исследовательского велопробега в маршруте возможны изменения. Кроме того, предполагается, что со временем маршрут станет не «одноколейным», а будет распадаться на разные варианты проезда, сходиться и расходиться – в зависимости от сложности и исторических достопримечательностей. Так, после деревни Луковниково можно повернуть не на Старицу, а на Торжок, а затем вдоль реки Тверцы попасть в Тверь. А после Старицы можно добраться до Москвы через Лотошино, Волоколамск и Звенигород с финишем на Воробьевых горах.
Таким образом, национальный веломаршрут №1 — это не только возможность проехать более 900 км по экологически чистой местности, но и увидеть практически всю историю России – от Рюрика до Путина: древние храмы Великого Новгорода, пригородные ленинградские дворцы, красивейшие монастыри, исток Волги, пушкинские места (Выра, Суйда, Торжок), достоевские места (Старая Русса), резиденция Ивана Грозного (Старица), ВОВ (бои подо Ржевом) советская эпоха (самый большой памятник Ленину в Дубне) и тд. и тп. Кроме того, Национальный маршрут №1 включает в себя несколько подмаршрутов: например, «Волговерховье» — от истока Волги до первой ГЭС в Дубне. А в перспективе он легко замыкается на Золотое кольцо.
Кто все это придумал?
Илья Гуревич, Санкт-Петербург (президент клуба «ВелоПитер»)
Дмитрий Соколов-Митрич, Москва (заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», член Общественной палаты)
Кто поддержал?
Представители велообщественности Москвы, Твери, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Московской, Тверской и Новгородской областей.
Зачем это нужно нам?
Просто так. Мы любим ездить на велосипеде. Мы желаем нашей Родине развития и процветания. Мы знаем, что Россия — очень красивая страна, по ней стоит путешествовать медленно и внимательно. И мы уверены, что велосипед — это не только средство передвижения, но и особый инструмент познания окружающей действительности.
Веломаршрут «Москва — Санкт-Петербург» представляется нам пилотным проектом. Его успех даст мощный импульс для развития веломаршрутной сети в других регионах России. Мы просто хотим показать всем, что это возможно.
Зачем это нужно другим?
Велосипедные маршруты создаются не для героев-одиночек, а для простых людей, в том числе семейных. Не надо их путать со спортсменами, у которых тренировки, гонки, часы, очки и минуты. Анализ аудитории велотуров показывает, что в них участвуют преимущественно граждане с «постиндустриальными профессиями». Это люди небедные и неглупые, стремящиеся совместить познание мира с физической нагрузкой, которой им не хватает в их профессиональной жизни. Это носители и ретрансляторы нормальных европейских ценностей, которые мы так стараемся привить в современной России. Мы исходим из того, что количество таких людей в России стремительно растет, и оно могло бы расти еще быстрее, если бы появилась инфраструктура, если бы проведение велодосуга перестало требовать героических усилий.
Зачем это нужно регионам?
Велосипедные маршруты — мощнейший инструмент привлечения денежных потоков туда, куда их трудней всего направить — в глубинку, на развитие малого бизнеса. Это дает регионам возможность загрузить и построить новые отели, рестораны, повысить посещаемость музеев, магазинов, увеличить сбыт фермерской продукции, сувениров, услуг населению.
Именно поэтому большинство стран Европы уже покрывает густая сеть велосипедных маршрутов, объединенных в национальные велосипедные сети. Годовой оборот индустрии велотуризма в Германии составляет 5 миллиардов евро (сюда не входит производство и продажа велосипедов, это чистый туризм). Такие страны как Чехия, Голландия, Финляндия не только создают условия для своих велолюбителей, но и привлекают сотни тысяч туристов из других стран, в том числе из России. Почему бы не развернуть ситуацию наоборот? Россия огромная страна, которая по-прежнему остается тайной и для собственных граждан, и тем более — для иностранцев. Серьезные европейские велоорганизации давно подают сигналы о том, что жители их стран хотят путешествовать по России на велосипедах. Надо всего лишь откликнуться на эти сигналы.
Что такое веломаршрут?
Не надо путать веломаршрут и велодорожку. Веломаршрут – это НЕ инженерное сооружение, а туристический «аттракцион». Он проходит по уже имеющимся малозагруженным дорогам, грунтовкам, тропам и требует лишь логистической разработки и маркировки на местности. Тот же EuroVelo состоит из 12 маршрутов, общей протяжённостью свыше 66000 км, из которых около 45000 км – это уже имеющиеся малозагруженные автомобильные дороги.
По европейским стандартам, вне крупных населенных пунктов веломаршруты просто МАРКИРОВАНЫ и проходят по второстепенным дорогам, а то и тропам, грунтовкам. Таким образом, создание веломаршрута требует не столько денег, сколько организационных усилий и грамотной логистики.
Что нужно велотуристу?
Ему нужно три вещи:
Первая — определенность. Он должен знать, куда едет, какова сложность маршрута, где он будет есть, где ночевать. При составлении маршрута все эти моменты должны учитываться.
Вторая — ему должно быть интересно и не скучно. Для этого маршрут должен проходить по интересным достопримечательностям и красивому природному ландшафту.
Третья — возможность досрочной эвакуации. По пути маршрута должны находиться железнодорожные станции и автовокзалы, с которых в случае необходимости можно было бы вернуться домой.
Предварительный анализ первого национального веломаршрута «Москва — Санкт-Петербург» говорит о том, что все это в той или иной степени в наличии имеется. Места между двумя столицами дикие, но симпатичные, они изобилуют красивой природой и историческими достопримечательностями. Самый проблемный момент — инфраструктура для цивилизованного ночлега. Но при ближайшем рассмотрении местности выясняется, что и это проблема решаема. Кроме крупных гостиниц и пансионатов в Тверской и Новгородской областях уже достаточно того, что в Германии называется «zimmer frei» — даун-шифтеры с гостевыми домиками, неформальные пансионатики, охотхозяйства. Надо только их разыскать и включить в единую информационную сеть. Еще больше в сельской местности людей, которые потенциально готовы заняться этим бизнесом, но пока не видят в этого особого практического смысла. Оживление велотуризма между Москвой и Питером разбудило бы очень много предприимчивых натур.
С чего начать?
Мы не склонны уповать на власти и делать ставку только на путь кабинетного лоббирования считаем непродуктивным. Надо действовать в реале и доводить ситуацию до такого состояния, когда игнорировать наши усилия уже будет невозможно.
В этом году инициативная группа планирует разработать этот маршрут на местности и совершить по нему эстафетный велопробег. Во-первых — чтобы его обкатать, а во-вторых — для привлечения максимального медиавнимания и демонстрации серьезности намерений. Так как протяженность пробега значительная, совершить его можно с двух сторон — часть людей едет со стороны Питера, часть — со стороны Москвы. Встреча — на границе Тверской и Новгородской областей, в районе дальнего Селигера. Участники могут присоединяться и эвакуироваться на разных стадиях пробега, в зависимости от своих способностей и планов.
Следующий этап — создание сайта и выпуск путеводителя с описанием магистрального маршрута, а также отклонений от него для экстремалов и любителей повышенного количество достопримечательностей.
До сего момента проект не требует внешнего финансирования. Но далее уже потребуется поиск спонсоров либо государственной поддержки.
В следующем сезоне планируется произвести работы по планированию обустройства маршрута. Это труд бригады, как минимум, из двух профессионалов, которые проедут по маршруту на автомобиле и составят подробный план его обустройства: куда и какие знаки надо поставить, где соорудить пешеходный мостик через ручей, где разметить велополосу и тд и тп. Эта работа потребует денег, сумма известна, деньги в данный момент изыскиваются.
Четвертый этап – на основе полученных данных будет произведена разработка сметы.
Пятый – обустройство маршрута на местности.
Седьмой – сертификация и реклама маршрута в европейских велосипедных организациях.
Мы реалисты, поэтому понимаем, что весь этот процесс займет не менее трех лет нашей жизни. Но мы оптимисты, поэтому надеемся, что и не более.
Итак — ждем всех желающих на нашем велопробеге, который стартует 11 августа. Место и время старта, а также прохождения основных точек на маршруте будут сообщены дополнительно.
Аналогичная группа в Фейсбуке здесь.
Аналогичная группа Вконтакте здесь.
Зарегистрироваться в качестве участника мероприятия в Фейсбуке можно здесь.
Тоже самое Вконтакте — здесь.
Конкретные подсказки по точкам сна и питания на пути Национального веломаршрута №1 — приветствуются. Внимание федеральных, региональных и районных СМИ — приветствуется. Перепост — тем более.