Дневник путешествия вокруг Селигера — 6 дней и 330 км

За окном глубокая осень. Холодно. Потому все чаще вспоминаются приключения прошедшего солнечного лета. Особенно яркими становятся воспоминания, связанные с туризмом. А ведь этим летом в моей жизни было очень много приключений, о которых хочется вспоминать и делиться воспоминаниями с другими.

Ниже вы прочитаете содержание дневника, который я вел на протяжении многодневного путешествия вокруг озер Селигера.

Я долго думал над тем в каком формате представить публике описание нашего приключения. Прежде всего хотелось рассказать обо всем достаточно подробно и максимально честно, чтобы возможно помочь тем, кто в будущем захочет совершить подобное путешествие по нашим следам или рядом с ними. Когда готовился этот поход, то информации о предстоящих местах путешествия практически не было в сети. Кое-что мы смогли выяснить у друзей и знакомых при личном общении, кто был сам в тех краях или слышал о них в свою очередь от своих друзей и знакомых. Фотографии и разрозненные описания участков маршрута давали слабое представление, а иногда и вовсе путали понимание истинной ситуации в том или ином районе Селигера.

Привожу здесь все так, как было записано в первоисточнике — дневнике похода. Подправлены лишь орфография и оформление, добавлены фотографии описываемых в тексте мест и событий. Надеюсь, что публикация этого дневника принесет пользу кому-нибудь!

Карта Трэк

ВОКРУГ СЕЛИГЕРА ЗА ШЕСТЬ ДНЕЙ

или

ДНЕВНИК ШЕСТИ ДНЕЙ СВОБОДЫ

Участники: Саша Алексеев и Артём Деев

330 км, 5 дней в пути, 1 дневка

17 июня 2013 года — за два дня до старта

Для автономного восьмидневного похода, а именно таким мы планируем наше путешествие — все готово. Осталось лишь сложить все в вело-баулы и наплечные рюкзаки.

Завтра вечером моя последняя встреча с Александром перед стартом. Испытываю большое волнение по поводу предстоящего путешествия.

Через два дня мы будем свободны от мирской суеты… от работы!

18 июня 2013 года — за день до старта

(поздний вечер)

Черт подери! Сегодня, во время прохождения мной трудного участка маршрута за городом, сломался крепеж навигатора Garmin на руле велосипеда! Поломка фатальная. Да и некогда уже что-то пытаться наладить. Придется в походе пользоваться холдером для лямки рюкзака. Ну, главное, что сам навигатор не пострадал. Все карты, маршруты и точки интересов загружены в Garmin. Утром старт, а сейчас ожидаю прихода Саши для обсуждения последних деталей предстоящего путешествия.

Удивительное дело — целый месяц ищу в городе складную пластиковую канистру и все безуспешно. А сегодня, заехав в магазин Сплав, встретил девушку из нашего клуба (Кристину Чухломину), которая рекомендовала вместо канистры использовать гермомешок. Гениально! Приобрел для этих целей мешок с дополнительным нижним клапаном. Попробуем.

(ночь)

Встретились с Александром. Все обсудили. Завтра подъем в 5:00. Первым делом, загружу велосипеды на крышу автомобиля, снаряжение в багажник. Заеду за Александром. В 6:00 мы должны покинуть Тверь в направлении Осташкова.

Главное сегодня уснуть сразу. Излишнее волнение перед походом может этому помешать.

19 июня 2013 года — день первый

(5:45)

Проснулся без каких-либо проблем. Умылся, позавтракал. Все загрузил в машину и на нее. Настроение отличное. Жду Сашку около подъезда его дома.

(8:45)

Мы в Осташкове! Прибыли в 8:15. Добрались без проблем. Много в дороге говорили о науках. Было очень интересно и познавательно для нас обоих. Время в пути показалось мгновением. В Осташкове поразило ужасное качество дорог — здесь только на велосипедах ездить!

Машину загнали во двор частного дома молодого человека (местного жителя), с которым я познакомился за неделю до нашего похода с целью оставить автомобиль на сохранение у него, пока мы будем путешествовать 8 дней вокруг озер Селигера. Виталик, а именно так его зовут, встретил нас прекрасно. Познакомились с замечательной семьей нашего нового знакомца. Набрали в гермомешок воды литров 15.

На сборы потратили 30 минут. Выдвигаемся.

(ближе к полудню)

Стартовали в 9:05. Из города выбрались очень быстро. Осташков прекрасен тем, что его улицы логичны и не запутаны. По пути сделали пару фотографий на фоне достопримечательностей; стелла в Парке свободы, стелла на въезде в город.

Через 1,5 километра от “стеллы Осташков” в направлении Торжка, свернули с трассы и оказались на песчаной дороге, идущей среди хвойного леса. Качество покрытия прекрасное! Хорошо, что давно не было дождей. Стало жарко. Сняли кофты.

Частые перепады высот не типичные для пригорода Твери, но и не слишком большие, чтобы нас хоть как-то они напрягали. Наоборот — благодаря холмистости, то и дело открывались прекрасные виды на луга среди лесов, где часто встречался пасущийся рогатый скот. Машины не встретилось ни одной. Вот она красота и свобода, о которой я столько мечтал с момента начала планирования маршрута!

В районе деревни Локотец, из-за неправильно сориентированного на ходу навигатора, который болтается у меня на лямке рюкзака в районе груди, мы свернули не туда и проехали лишний километр не в том направлении. Как не вовремя я лишился держателя на руле.

Через 12 км после ухода с трассы, мы прибыли в Сорогу. Последний километр ехали по асфальту.

Сейчас мы перекусываем, сидя на крутом склоне рядом с местом впадения реки Сороги в озеро Селигер, на въезде в деревню Сорога сразу же за мостом.

Солнце припекает, но при этом легкий ветерок не дает нам сильно вспотеть.

(ближе к вечеру)

После Сороги мы оказались на разбитом асфальте. По пути к Залучью встретилась целая куча техники, восстанавливающей дорожное полотно.

В Залучье в районе часовни Казанской иконы Божией матери, впервые за время путешествия, открылся впечатляющий вид на огромное озеро Селигер, а именно на Осташковский плес. Но подойти к берегу не представилось возможным — все побережье застроено новенькими частными домами и подход отгорожен заборами. Любовались озером при помощи бинокля.

На выезде из Залучья на огромной скорости нас обогнал Мерседес, из люка на крыше которого торчала молодая девушка раскинув руки в разные стороны. “У каждого свои радости”, — подумал я.

Комаров совсем не было! А ветер после Залучья стал усиливаться и часто мешал наслаждаться ездой.

Неоднократно поражался красоте неба. Облака так красивы! Пока нам с погодой явно везет.

Проехав Почново, через три километра оказались на развилке ведущей к Ниловой пустыне и в сторону Кравотыни. Направились к Ниловой пустыни, объезжая выбоины на дороге. Почти около каждой стояла табличка с надписью “Яма”. Кто-то проявил заботу об автомобилистах.

По ходу приближения к Пустыни слева за соснами стало проглядывать озеро Белое. Красота! Отдыхающих было очень мало, и появилась мысль встать на ночевку на берегу этого прекрасного озера, но решили планов не менять и встать в Кравотыне, о чем я сейчас жалею.

Берег озера Белого пологий без травы и в тени сосен. Все чисто. Милое дело встать с палаткой.

Мы продолжили путь к Ниловой пустыне. Солнце стало припекать еще сильней и я отстегнул штанины, оказавшись в шортах.

Первым делом мы направились к Каменной карте России, лесной, часто слишком песчаной чтобы ехать на велосипеде, тропинкой.

Карту нашли сразу. Сделали пару памятных снимков.

Расстроил вид заброшенной братской могилы с одной стороны которой была организована настоящая свалка “туристического” мусора.

Преодолев небольшой брод, добрались до острова Столбный.

Вошли на территорию монастыря. Передвигаться на велосипедах там запрещено. Очень приветливый и вежливый охранник попросил оставить велосипеды на входе около специально сделанной перекладины с балясинами.

На территории монастыря нельзя находится в шортах. Поэтому, я снова пристегнул штанины. Тут же, в соседнем киоске мы приобрели билет-разрешение на фото и видео съемку на территории монастыря. Обошли неспешно все. Честно скажу, что нас не впечатлил монастырь. Да! Размеры большие, но не более.

За отдельную плату забрался я на колокольню, но вид с нее открывался совсем никакой. Озеро мы и с земли видели не хуже.

Поднялся сильный порывистый ветер и начался дождь. Стало холодно и мы вновь одели кофты. Дождь в течении получаса закончился и снова вышло яркое солнышко.

Изрядно утомившись прогулками по территории святого места, мы продолжили движение к месту нашей ночной стоянки — Кравотынь. После поворота в сторону Зальцо, асфальт тут же и закончился. Дальше ехали по грунтовке.

Доехали совершенно без приключений. Деревенька Кравотынь красивая. Маленькая и какая-то уютная. Сильно напрягали песчаные дороги в самой деревне — колеса так и вязли в песке.

Побывали на территории Церкви введения Пресвятой Богородицы.

Порешали загадки Геокэшинга для получения недостающих цифр координат заложенного под деревней клада. Прошли через территорию турбазы, предварительно договорившись об этом с местным владельцем базы, который оказался очень милым дядькой.

Вышли в лес под Кравотынью, где и будем разбивать ночной лагерь.

(18:45)

Обустроили лагерь в наиболее, как нам показалось, удобном для этого месте. В итоге, мы стоим в лесу. Подхода к воде нет, но сквозь плотно растущие вдоль берега кустарники, мы видим проблески озерной глади. Комаров мало. Очень мало! Возможно большую помощь нам оказывает специальное средство от комаров припасенное Сашей — миниатюрная газовая горелка с жидкой химией.

111

Поставили палатку, развели костер, приготовили ужин, покушали и теперь занимаемся хозяйственными делами.

120

Никого в округе нет почти на километр. Тишина.

Но, если говорить по правде, то лучше бы мы встали на озере Белом при подъезде к Ниловой пустыне. Там можно было бы и купаться вдоволь и виды там куда красивее.

Первый день нашего путешествия подходит к финалу.

Кстати, гермомешок в качестве сосуда для хранения воды себя оправдывает пока! Не течет и его очень удобно хранить во время транспортировки. А уж как удобно им пользоваться, просто подвесив на сучек дерева, и дозировать поток воды при помощи нижнего клапана.

20 июня 2013 года — день второй

(11:00)

Встали в 8:30. Ночь была спокойной. Я проснулся за всю ночь лишь один раз — под утро, и то не более чем на пару минут.

Оживили костер, разогрели вчерашний ужин и, не спеша, позавтракали.

Утренний туалет, сборы и через 15 минут отправляемся на поиски тайника Геокэшинга под деревней Кравотынь.

(11:45)

Только что получилось найти тайник Геокэшинга. Это оказалось сделать не сложно имея все составляющие головоломки. Ничего брать из тайника не стали. Положили туда десятирублевую монетку.

127

Минут 20 назад мы заезжали в Кравотынь, чтобы набрать из колодца воды в наш замечательный “водный мешок” — спасибо Кристинке!

Кравотынский песок сегодня не так досаждал, как вчера, но порой ехать по узким улочкам деревни было очень трудно.

Отправляемся дальше. Ближайшая цель — озеро Святое. Километраж сегодня будет большим и совершенно непонятно какой будет дорога. Ночевать планируем в Новгородской области, практически на самом севере Селигера.

(13:30)

Мы на берегу озера Святое.

Странно, но я думал, что оно сильно больше, а на самом деле выглядит как большой пожарный пруд. К берегу не подойти — заросший. А мы рассчитывали искупаться. Что же за ерунда такая — едем вроде бы по местности богатой озерами, а к воде второй день не можем подойти. Есть мостки, но на них сейчас сидят местные дети. Не пойдем туда.

Обедаем бананами с шоколадом стоя. Сесть даже некуда. Досаждают редкие слепни и комары.

Саша, вероятно заболевает, но это пока не точно. На всякий случай он начал пить Арбидол.

Очень понравилась дорога от Кравотыни до озера Глубокое. Ехали по густому хвойному лесу, растущему на холмах. Лес красив! То и дело я чуть не соскакивал с тропы, засмотревшись на необычный лесной ландшафт.

Огибая озеро Глубокое, двигались по хорошей гравийке, а после Черного дора появилась хорошая широкая асфальтированная дорога.

В Святом селе стоит большая не действующая церковь.

По обоим сторонам от нее расположились два продуктовых магазинчика. Перед входом в один из них стоит вело-парковка. Удивило.

В селе встретились нам двое местных алкашей, которые тут же начали сыпать комплиментами в адрес нас и наших велосипедов, после чего попросили поделиться с ними пятидесятью рублями. Дали им 35. Друзья-собутыльники остались довольны и подсказали как добраться до озера Святого, но как выяснилось — информация от них была излишней.

На крыше одного из деревенских домиков свили гнездо аисты. Красотища!

156

Все, продолжим путь. Еще очень много нужно проехать.

(15:00)

Стоим в Мошенке. Очень просто по асфальту было добраться из Святого. Пейзажи по краям трассы были унылые и однообразные: типичный лес вдоль трассы.

170

Всего 15 км. А вот выезд из Святого до трассы был красив и необычен! Узкая извилистая лесная тропа пересекающая ж/д-полотно. Красиво! Соскучился я по таким местам. Готов ехать по лесной тропе несколько часов кряду. Еще в самом селе Святом при попытке выехать, столкнулись с незапланированным препятствием — явно новый, недавно отстроенный санаторий. Он стоял ровно на запланированном нами пути. Обойти его невозможно — забор и высокая трава вдоль него.

Прошли просто по территории насквозь. Задняя калитка оказалась открытой. Она-то и вывела нас именно на ту лесную тропу, по которой мы планировали двигаться изначально.

161

Доехав до Мошенки, первым делом обнаружили, что магазин, который мы мечтали посетить закрыт. Внешне казалось, что закрыт уже несколько лет. Хотели сесть на отдых и нормальный обед под мостом на берегу протекающей через деревню речушки Мшены, но она так воняла, что отбивала всякий аппетит.

187

189

Но тут мы увидели вывеску за мостом, указывающую направление к работающему магазину. Туда мы и поехали. Дверь магазина оказалась заперта, а на двери было написано: “Я отошла. Звоните”. Номера телефона не было. Видимо это лишняя информация для местных жителей, которые и без того владеют телефонными номерами друг-друга. К нашей радости мимо проходил молодой человек из местных. Он и вызвался позвать Тетю Нюру.

Продавщица пришла и обслужила нас. Мы решили себя побаловать мороженым. Не долго думая пришли к обоюдному решению встать на обед при въезде в деревню — там в поле мы заприметили лежащие заготовленные бревна. Вот, как раз тут мы и стоим теперь.

177

Плотно пообедали и напились чая — слава JetBoil’у! А ведь я сомневался — брать его или нет. Теперь же он нас выручает на каждом месте стоянки, когда вдруг нужен кипяток. Три минуты и почти литр воды вскипячен! Великолепно!

Кстати, в этот поход я взял солнечную 10-ваттную батарею украинской фирмы Квазар. Сейчас заряжаем от нее аккумуляторы. Солнце печет на славу! Появилась мысль поехать дальше с разложенной на велобауле солнечной батареей, а сами аккумуляторы спрятать в верхний клапан баула. Попробуем.

Пора выдвигаться. Дело к вечеру, а нам еще около 50 км до ночевки.

(поздний вечер)

Елки-иголки! Не ожидали мы того, что было за последние 50 км пути… Эти километры оказались очень долгими и, порой, трудными. Устали очень! Столько всего интересного увидели! Новгородская земля — это совсем другой мир.

Начиная от ландшафта, заканчивая деревнями и домами в них. В какой-то момент мы проезжали старинную заброшенную усадьбу, которая меня просто поразила. Но все по порядку…

Во-первых, когда мы выезжали из Мошенки, было некоторое ощущение того, что мы допустили ошибку при планировании маршрута. Дело в том, что местные жители, с которыми мы вскользь обсуждали предстоящий маршрут, говорили о некоем Замошье, через которое нам нужно будет проехать, раз уж мы отправляемся в Новгородскую область. Но по нашей карте никакого Замошья не было.

После Мошенки асфальт пропал, и на его место пришла пыльная гравийная дорога. По ней мы и двигались, часто попадая на песчаные участки. Временами я начинал сомневаться в том, что после дождя здесь дорога хуже. Возможно нам было бы немного проще, если бы песок не был столь сухим. Саше становилось хуже. Явно он теряет силы из-за простуды. Арбидола у нас мало. Проезжая мимо, заглянули в место первого поселения Нила Столбенского. Очень понравились тамошние места. Очень живописно! Рекомендовал бы всем не проезжать мимо. Сильно лучше Пустыни. Продолжив движение, мы все же добрались до Красухи и, когда перед деревней появился асфальт, очень обрадовались. В деревне мы случайно познакомились с мальчиком лет тринадцати — Владом. Он тоже был на велосипеде и заинтересовался нашим снаряжением. Заговорили о нашем маршруте. И тут он, как и ранее другие жители, сказал, что нам нужно будет проехать через Замошье. Я же удивился, сверился с навигатором и сказал, что нам нужно в Екимково.

На что Влад ответил, что совершенно не знает о существовании деревни с таким названием, а к Замошью он нас легко сопроводит. Ну, что же — поехали, ведь направление нами подразумевалось одно.

198

По ходу нашей совместной поездки, Влад очень много говорил о разном. Много нас спрашивал. Было интересно и совершенно не утомительно вести диалог со столь смышленым парнем. На границе Тверской и Новгородской областей, он показал чудо природы — арку из деревьев естественного происхождения. Есть местное поверье, что именно эта арка и является границей областей. Так оно и оказалось; я проверял по GPS. Там даже лавочка организована местными жителями. Дорога была сильно разбита машинами, но они там явно ходят не часто и только внедорожники. Появились лужи и грязь. Было много комаров.

208

Проехав лес, мы оказались перед какой-то деревней. Влад радостно сообщил, что это и есть Замошье. А я, сверившись с висящим на груди Гармином, убедился в том, что это и есть то самое Екимково, куда мы и стремились попасть с Александром. Я сказал об этом Владу, но он отмахнулся и сказал, что это точно Замошье и он тут частый гость. Мы от души посмеялись втроем, когда подъехав к деревне увидели столб с ржавым старинным указателем названия деревни — “Екимково”! Влад сказал, что никогда не видел раньше этой надписи, но помнит точно, что указатель этот тут был всегда. С Владом попрощались и отправились дальше.

Первое, что бросалось в глаза — это деревни. Они совсем не похожи на аналогичные в Тверской области. Крыши в большинстве своем покрыты щепой и очень мало заборов, при этом дома явно жилые. Рельеф стал очень холмистым. То и дело приходилось подниматься в горки и тут же спускаться, опасаясь заносов на грязевых участках. Появилось много луж, хотя все вокруг было сухим. Вечерело. Комаров становилось все больше и больше. Появились оводы, летевшие за нами стаями. А деревня Новый скребель все никак не появлялась. Зато было много мелких деревушек с очень древними, но явно жилыми домами. Бесконечным холмам конца не было. Затем начались живописнейшие болота по краям дороги.

Проехали множество табличек, обозначающих охотничьи угодья. По краям дороги среди болот и лесов, то и дело появлялись симпатичные охотничьи беседки. И вот, наконец-то, мы добрались до цивилизации — Нового скребеля. А там и до Приозерной рукой подать, сразу за которой (за деревней Приозерная) мы и нашли запланированное нами место стоянки, которое советовал Петр Михайлов. Место нашли сразу, ведь иного варианта места для организации лагеря в тех местах мы не заметили, а тут среди деревьев поле заросшее травой заметить несложно. Пройдя через поле метров 150, мы вышли к берегу Полновского плеса. Тут берег так же порос деревьями и кустарником, как и на месте предыдущей ночевки, но было одно узкое место для подхода к воде.

226

Первым делом, приехав на место, я развел костер и пошел искупался, перестирал белье.

220

Александр тем временем ставил палатку и следил за костром. Я приготовил ужин (куриный суп и, на второе, острую китайскую лапшу карри с мясом), поели и сели отдыхать попивая чаек. Темнело быстро.

222

Вдруг послышался шум мотора со стороны дороги, и через несколько секунд к нам подъехала нива с двумя рыбаками, которые, выйдя из машины, поздоровались с нами, и мы перебросились несколькими фразами. Они, оказывается, приехали проверять удочки, вероятно что-то типа донок. Ушли вдоль берега по воде, даже не закрыв машину, чем лично меня приятно удивили. Люди здесь сильно отличаются от народа наших мест — проще, добрее, доверчивее, наивнее. Это приятно.

Через полчаса они вернулись. Пожелали нам всего хорошего и много удачи. Уехали. Комаров становилось все больше и было чрезвычайно влажно.

Уставшие, мы легли спать. Я дописываю эти строки в то время, как Саша уже спит. Он стал совсем слабым. Разболелся все же. Завтра первым делом будем искать аптеку для покупки Арбидола. Начнем усиленное лечение.

Все сплю…

21 июня 2013 года — день третий

(10:15)

Как же тут влажно! Все сырое. Комаров много. Спали мы как убитые до восьми. В 8:15 нашли силы встать и начали заниматься хозяйством.

Белье, постиранное мной вчера, вечером стало еще более влажным, чем было в момент, когда я его вешал на веревки. Спальники влажные. Палатка просто течет. Влага везде. На утреннем солнышке развесили все сушить.

230

Комаров было много. Спасались от комаров лишь Сашиной чудо-печкой с баллоном. На расстоянии 3-5 метров от нее комаров существенно меньше, а в непосредственной близости не было их совсем. Но, я не могу сказать, что комары нам сильно докучали. Мы с самого начала настраивались на их многочисленность.

Умылись, я искупался снова, и позавтракали. Почти все сложили. Сейчас снимем чуть просохшее белье и отправимся в путь на поиски аптеки в Полново.

(10:50)

Стою в Полново на площади, если это место можно так назвать. Прямо перед входом в местную аптеку. Она тут есть! Да и вообще, на этой площади много больших магазинов: аптека, пара продуктовых мини-маркетов и крупный хозяйственный магазин.

237

Александр в аптеке, а я пью холодное пиво под палящим солнцем сидя на ступеньках аптеки. Мимо проходят вялые, но улыбчивые, никуда не спешащие, местные жители. Рай!

Саша вышел с лекарством. Принимает дозу. На мое пиво не обращает внимания — он совсем не употребляет алкоголь.

Сейчас посидим минуту-другую и в путь.

Видели водонапорную башню на самой вершине которой аисты свили большое гнездо. Любовались в биноколь на этих прекрасных птиц! Иногда аист замирал на минуты в неподвижном состоянии и нам казалось, что он не живой — чучело.

Да! Чуть не забыл! В Полново появился асфальт.

(поздний вечер)

Мы в раю! Иначе не передать красоту того места, где мы стоим сейчас лагерем.

После Полново асфальт резко закончился и начались дикие перепады с гравийно-песчаным покрытием. Двигались медленно, но не слезали с велосипедов.

Саша сильно отстал. “Завтра будем делать дневку для лечения и восстановления сил”, — думал я. Вскоре меня нагнал автомобиль с семейной парой, которые попросили им помочь с ориентацией на местности. Я им помог.

Было очень жарко. Оказывается у меня от банданы контрастный переход загорелости на лбу. Елы-палы! Пытался выравнивать, сняв бандану.

Скоро меня нагнал Саша, и мы встали на отдых и перекус около красивейшей деревянной церкви. Церковь явно новая. Выглядит впечатляюще! Мы стояли на большом холме, с которого открывался живописный вид на озеро в районе Сосницкого плеса.

244

Передохнув продолжили движение. Саше явно становится лучше. Арбидол работает! Ехали рядом. Практически не разлучались на сей раз. Въехали в Тверскую область. Я ждал развилки на Заозерье. Мне казалось, что там должен появиться афальт, но не тут-то было. Дорога стала еще хуже чем раньше — еще более песчаной. Хорошо лишь то, что в Тверской области перепады высот стали реже и более пологими.

В ближайшей деревне я попросил местного жителя дать нам воды. Он с радостью нам помог набрав целый гермомешок чистейшей воды, но высказал удивление, почему мы не пьем из прудов и озер. Мне показалось, что он шутит. Показалось… Он на полном серьезе сказал, что местные жители черпают воду прямо из озера и пруда. Мы не поверили.

Добрались до поворота к затопленной шахте пусковой установки. Свернули с дороги и проехав около 1 км через лес оказались в полях.

Доехали до места, где должна быть шахта. Начали искать. Очень много крапивы. Искали долго и упорно, но в итоге, через два часа, бросили это занятие. Нас остановили заросли крапивы.

258

Зато нашли несколько затопленных бункеров. Покидали туда камешки и поехали прочь от этих жутких мест.

257

Долго ехали по пыльной дороге. Было трудно. Уставшие мы добрались к Залучью. Начали было задаваться вопросом о том, где нам встать, как вдруг познакомились с местным жителем по имени Алексей. Леша оказался очень приветливым простым деревенским парнем лет двадцати.

Он с радостью сообщил нам, что может отвезти нас и наше снаряжение на своей лодке в красивейшие места, где мы спокойно сможем встать на дневку или более. С некоторым недоверием мы проследовали за его старенькой прогнившей машиной без номеров. Кстати, на севере Селигера у большинства такие машины: без номеров. Но еще больше гужевых повозок. Так вот, Алексей нас привез на берег озера к своему дому. Сказал чтобы мы забирались в лодку, а он в это время говорил о чем-то со своим отцом около дома. Я попросил Лешу, чтобы он набрал нам в мешок воды. Он удивился и сказал: “Вам мало воды в озере?”. Мы с Сашей посмеялись осторожно, но я настоял на своем. Он взял баул, подошел к дому и крикнул отцу, что бы тот что-то включил. Где-то около меня слева что-то зажужжало и я понял, что это заработал насос от которого шел длинный шланг к дому и заканчивался в руках Алексея. Другой же конец шланга уходил в озеро. Леша сунул конец шланга в наш гермомешок и набрал воды.

Я понял, что никто из местных не шутил предлагая нам пить воду прям из озер и прудов. Теперь мне стало понятно, почему мы так редко встречали в деревнях на севере Селигера колодцы. Их просто там нет за ненадобностью.

Алексей на своем катере отвез нас в Березовский рядок, где с воды мы выбрали подходящее место и десантировались. Распрощались с Алексеем, обменявшись телефонными номерами на случай всякий. Леша сказал, что по нашему звонку может привезти что-нибудь из магазина. Поспешно уехал.

Мы с Сашкой поверить не могли нашему счастью. Наконец-то! На третий день нашего путешествия мы стоим в прекраснейшем месте с идеальным подходом к воде, с песчаным берегом и в тени сухого хвойного леса. Сначала мы искупались, а уж затем стали обустраиваться. Поставили палатку, развели костер и приготовили чай.

278

Кушать мы не хотели. Мы хотели отдыхать. Я помылся и постирался. Сейчас мы в палатке. На улице темно. Саша спит. Ему нужно набираться сил. Арбидол ему явно помогает.

Самое главное! Мы пили воду из Селигера и пока живы. Было смешно смотреть на то, как мы боялись сделать первый глоток. Кипятили сначала, но потом пили уже просто так.

22 июня 2013 года — день четвертый

(18:00)

Я встал в районе 9:00. Сегодня у нас дневка. Саша проспал до 12:00. Пока он спал, я обустроил место нашей стоянки: сколотил стол и сделал лавку из бревна, организовал запас дров, что бы не было необходимости ходить за ними в течении дня.

290

Приготовил завтрак. Покушал и много отдыхал на берегу. Ловил рыбу на воблер и поплавок. Поймал пару штучек, хотя и не хотел этого на самом деле. Отпустил рыбку.

296

Всю дорогу пытаюсь загорать и выровнять цвет лба! Как же так получилось, что я забыл про бандану. Контраст загара на лбу просто дикий!

Саша, проснувшись и плотно позавтракав, отправился на разведку местности. От болезни не осталось и следа.

Я заряжал аккумуляторы при помощи солнечной батареи от Квазара и зашивал порванный накануне вело-баул. Спал на песчаном берегу.

Саша вернулся и поделился увиденным в окрестностях. Он ездил с навигатором, поэтому я стал изучать его трэк. Понял где мы находимся и Саша рассказал как именно завтра будем выбираться своим ходом обратно в деревню Залучье.

Сейчас планирую готовить ужин. Вечереет, но пока, естественно, очень ярко светит солнце над верхушками далеких сосен стоящих на противоположном берегу озера. Красотища.

Комаров крайне мало. Слепней нет. Видели огромную улитку размером с половину ладони или чуть меньше.

(22:00)

Ложимся спать плотно поужинав и вдоволь напившись чая. Хочу особенно подчеркнуть то, насколько вкусная вода в озере!

А какой чай из нее получается! Заваривал травяной сбор купленный у монахов в Ниловой пустыни. Вкуснотища! А какой аромат…

300

Сегодня мы прекрасно отдохнули. Пару раз на соседний берег прилетал биплан садившийся прямо на воду.

286

Завтра предстоит форсировать брод.

23 июня 2013 года — день пятый

(13:40)

Стою на развилке Волговерховье-Коковкино. Александра нет, но об этом чуть позже. Постараюсь сохранить последовательность изложения.

С места нашей дневки мы выдвинулись в районе 10-11 часов. Точнее сказать не могу. Встали сегодня мы раньше обычного. Видимо сказался вчерашний день отдыха. Болезнь Александра не проявлялась.

При выезде из Березовского рядка пришлось преодолеть брод по пояс. На стороне Залучья перед бродом стоял трактор с паромом для машин. Внутри спал тракторист в ожидании нуждающихся в его услугах. Но мы не его клиенты.

312

Обсохнув пару минут, мы тронулись дальше. В деревне закупились всем необходимым в магазине. Во время дневки захотелось экзотики в виде бананов и сала с чесноком. Выехали из Залучья без проблем. Вдруг на выезде из Залучья появился асфальт! Пускай разбитый, но асфальт! Мы орали “Ура” и неслись по нему смахивая слезы радости. Мы так радовались появившемуся асфальту, что даже не стали останавливаться на Вершине Селигера, а лишь на ходу коротко полюбовались видами на Селигер.

Кстати, мы не стали заниматься более геокэшингом. Поговорив с Сашей на дневке, мы сошлись во мнении, что удовольствия от поиска кладов мы не получаем, а радость относительно первой нашей раскопки под Кравотынью была именно потому, что это было впервые.

Так-что и все точки геокэшинга мы проехали мимо, не теряя на них времени.

Добрались до Свапуще очень быстро. Зашли там в магазин и купили по мороженному. Рядом с магазином есть кафе, но оно, как выяснилось, работает исключительно по ночам и только в выходные дни. Странно…

Съели мороженное и поехали дальше вполне себе счастливые в сторону Волговерховья. Но! Через 500 метров после магазина асфальт резко закончился и вместо него начался песчаный ад! Стиральная доска на которую насыпали пляжный песок в большом количестве. Вот где нас трясло. Мы буксовали. Еле-еле крутили педали. Было очень тяжело. Да еще и множество машин снующих как в одном, так и в другом направлениях, поднимая пыль. Саша немного отстал, и встретились мы с ним лишь на развилке, где теперь я сидя в одиночестве пишу эти строки дневника.

Как только Саша приехал, мы тут же обнаружили, что он потерял пенку крепившуюся к его баулу сверху. Коротко обсудив ситуацию, было принято решение максимально разгрузить Сашкин велосипед, и он поехал на поиски обратной дорогой, вновь подвергая себя жестоким испытаниям.

Его нет уже почти полчаса. Начинаю волноваться.

(14:25)

Волнуюсь за Сашку. Его нет уже очень давно. Телефон не отвечает. Я только что останавливал машины идущие со стороны Свапуще и интересовался у водителей относительно велосипедиста на их пути. Они отвечали, что едет в мою сторону. Медленно, далеко, но едет. Жду.

Я уверен, что дорога для нас тяжела по той причине, что она слишком суха и, видимо, грейдер завезли совсем недавно, в очередной раз обновив покрытие, и песок не успел еще утоптаться. Или я не знаю…

Все дни нашего путешествия преимущественно печет солнце и днем стоит жара 32-35 градусов. Цвет своего лба я так и не смог исправить. Сейчас снял бандану в надежде, что солнышко еще немного сгладит контраст. Какое красивое тут небо! Облака как с картины живописца…

Вижу Сашку! Доехал! Слава богу.

(22:40)

Трудный день подходит к завершению. Хочу сказать, что дорога от Свапуще до Волговерховья — это жесть! Но мы ее преодолели. Не без потерь…

Саша потерял свою пенку и, как не старался — найти не смог. Жаль. Он, кстати, уже спит в палатке без пенки, в своем спальном мешке.

От развилки, где я писал строки дневника в середине дня, до Волговерховья мы добрались без приключений, но все по той же сложной, пыльной дороге.

Волговерховье впечатлило красотой! Крайне холмистая местность с красивейшим храмом на одном из холмов. Обошли практически все.

331

332

На обратном пути с Волговерховья заехали в Ольгин хуторок — это такое кафе на дороге между Вороново и Новинкой.

341

Не заметить его невозможно. Красивое место с вполне домашней едой. Цены очень высокие. Но мы были согласны на все ради домашней еды. Хочу особенно отметить обеденную веранду, стены которой представляют собой музей — очень много интересных вещей на них расположено: старинный граммофон, швейная машинка Зингер, много разных интересных мелочей. Мы хорошо отдохнули у Ольги и продолжили свое путешествие.

360

Обратный путь до Новинки нам показался сильно легче — видимо сказался отдых у Ольги и к тому же вероятно в этом направлении спусков было значительно больше.

В Новинке мы с Сашей долго не могли определиться с местом нашей стоянки. В конце-концов встали, как я и мечтал, на месте древнего городища под Мосеевцами. Как и любое городище — это холм с крутыми спусками, в том числе и к воде. Вершина холма в месте нашей стоянки поросла деревьями как лиственными, так и хвойными. Разбили свой лагерь мы рядом с кем-то построенным добротным столом и лавками под навесом.

380

Поставили палатку, а костер разводить не стали. Приготовили острый сырный суп с макаронами на газовой горелке. В JetBoil’е вскипятили воду для чая. Не помню, говорил я или нет, JetBoil — это фантастически полезная в походе вещь. Каждый день он нас выручает на коротких остановках превращая воду в кипяток за несколько минут. Спасибо за него огромное дяде Сереже Крылову.

После сытного ужина пошли на поиски клада геокэшинга. Поиски — это громко сказано. Клад находился на расстоянии 100 метров от нашей палатки. Содержимое тайника удивило своим разнообразием и дороговизной некоторых вещей. Ничего не взяли, а положили пару жевачек купленных по рублю в одном из магазинов на нашем пути.

Я пытался рыбачить, но ничего не поймал, слава богу.

400

Приходила тупая корова, которая своим носом лазила по нашим вещам на столе, все облизывала и обнюхивала. Еле-еле отогнали ее. Потом она еще долго паслась рядом с нашим лагерем. Мы были начеку. Но обошлось. Ушла.

Сил писать больше нет. Сейчас допью кофе и ложусь спать. Холодно (18 градусов), ветренно и много комаров. Сашкина чудо-печка от комаров спасает сильно, но не на ветру. А комары, видимо тут реактивные — ветер им не помеха.

Еще три или два с половиной дня пути.

24 июня 2013 года — день шестой

(середина дня)

Встали сегодня мы поздно — почти в девять. Спали, как и все ночи до этого, просто замечательно. Отдохнули прекрасно. Позавтракали, собрались и без задержек выдвинулись в путь.

407

Мы не планировали возвращаться в Свапуще, хотели проехать через Коковкино и через леса мимо озера Стергут по военным тропам выйти на трассу Свапуще-Осташков.

409

Скажу сразу, что лес там очень красивый, с мелкими бродами, и порой даже жутковатый.

Лесная тропа привела нас к болоту, бывшему когда-то озеру Каресино. Навигатор вел нас четко по карте ГенШтаба 250-метровки. Пришлось преодолевать болото разувшись. Вода доходила до паха. Порой было очень трудно и страшно. Бесчисленное количество слепней — я в своей жизни еще столько не видел — жрали нас, но мы не обращали на них большого внимания.

В конце-концов мы дошли до сухого хвойного леса. Саша остался с велосипедами на болоте, а я с навигатором полез в чащу в поисках тропы. Тропу я нашел, но она вся поросла соснами со стволами до четверти полуметра в диаметре.

Кошмарный бурелом не давал мне спокойно передвигаться по лесу даже налегке. С велосипедами там точно не пройти. Приняли решение возвращаться в Свапуще. В болоте я потерял свой велокомпьютер. Было досадно, но впечатлений почерпнули массу! Оно стоило того. Думаю, что через месяц-другой тот лес я буду вспоминать с удовольствием.

На “песчаной стиральной доске” от Коковкино до Свапуще, случилось непредвиденное — сломались вертикальные стойки у моего велобагажника. Переломились сразу с обоих сторон симметрично.

Кое-как добрались до Свапуще, где у местного жителя за 20 руб. я приобрел четыре мощных болта. Их я примотал к стойкам багажника тем-самым соединив развалившуюся конструкцию.

Было принято решение завершать наше путешествие сегодня же. И мы поехали по асфальту без остановок до Пирамиды Голода, где я сейчас и нахожусь в ожидании Александра.

(23:30)

Я дома. Мы оба благополучно вернулись в Тверь.

В Пирамиде Голода я купил прохладной воды и мы с Сашей вдоволь напились. Сегодня чуть-чуть капал дождь, пока мы ехали до Осташкова. По дороге нам встретилась группа велосипедистов едущих в сторону Свапуще, наверное к Волговерховью. От Пирамиды до Осташкова добрались без приключений. Багажник на вполне себе ровном асфальте не подвел. Приехав в Осташков, мы поужинали около одного из супермаркетов, и поехали к Виталику забирать машину. Виталий конечно удивился, что мы уже вернулись, но, как только узнал причину, посочувствовал нам. Машина оказалась в целости и сохранности. Отблагодарив Виталика и его семью, мы отправились в Тверь, по пути купив на развале вкуснейшую копченую рыбку.

Жаль, что мы не смогли посетить район Заборков и Заречья. Но я думаю, что у нас еще будет такая возможность в будущем.

Для тех, кому интересно — вот GPS-трэк (GPX) похода со всеми точками.