26 марта 2014 в Тверской городской Думе было принято Решение об утверждении «Концепции развития велосипедного движения в городе Твери»

Решение об утверждении «Концепции развития велосипедного движения в городе Твери»
26 марта 2014 в Тверской городской Думе было принято Решение об утверждении «Концепции развития велосипедного движения в городе Твери». Событие, несомненно, историческое. Это первое официальное политическое признание существующей проблемы передвижения велосипедистов в нашем городе и оформление направлений её решения. Событие, к которому велосипедисты шли с 2007 года. И даже когда в мае 2013 казалось, что до Решения рукой подать, документ перемещался из Думы в Администрацию и в обратных направлениях ещё целый год.

Согласно постановлению Главы города Твери от 21.03.2014 № 73 очередное 37 заседание Тверской городской Думы состоялось 26 марта 2014 года в 10-00 час по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д.34, каб.241. Пятнадцатым пунктом на рассмотрение был вынесен вопрос «Об утверждении Концепции развития велодвижения в городе Твери».

Концепция развития велосипедного движения в городе Твери

Представлял Концепцию заместитель начальника управления по культуре, спорту и делам молодежи Сергей Иванович Перевертайло:

«Администрация города Твери обращается с просьбой утвердить «Концепцию развития велосипедного движения в городе Твери». Её основной целью является развитие велодвижения и велоинфроструктуры, как необходимого элемента градостроительной политики, ориентированной на создание комфортной среды для тверичей…

Основными предпосылками разработки Концепции является комплексный показатель транспортной мобильности населения, указывающий на то, что велотранспорт в современном мире становится необходимой составной частью экономической, транспортной, планировочной, экологической политике и политике туризма. Развитие велоинфроструктуры в городе Твери даст людям свободу выбора средств передвижения, позволит многим жителям осуществлять различные поездки на велосипеде и тем самым сэкономить значительные денежные средства и время…»

Концепция развития велосипедного движения в городе Твери

Корниенко Лилия Нигматулловна (генеральный директор ОАО «Волжский пекарь») не осталась в стороне от обсуждения:

«Велосипедистов действительно много и это очень правильное политическое решение. Только у меня на предприятии приезжают на велосипедах несколько десятков сотрудников. Спасибо вам большое. Я буду голосовать «за».

По итогам голосования не было ни одного депутата, проголосовавшего против принятия Решения о Концепции.

Концепция развития велосипедного движения в городе Твери

Заместитель Председателя Тверской городской Думы Вадим Борисович Рыбачук пояснил:

«Это не просто политический документ, а декларация здорового образа жизни. Сегодня мы выступаем и заявляем о том, что мы «за». За то, что бы велосипедист стал активным и полноправным участником транспортного движения, что, к сожалению, не происходит. Поэтому мы принимаем Концепцию. Далее будем работать в Комитетах, в Департаменте архитектуры и строительства. Давайте нацеливаться на дальнейшую работу, в том числе и с привлечением финансирования».

Вадим Борисович помогал решать вопросы при подготовке Концепции, давая уместные разъяснения по её своевременности и необходимости.

Концепция развития велосипедного движения в городе Твери

Большую поддержку в осуществлении возможности принятия сегодняшнего Решения оказал Мамонов Сергей Анатольевич, курируя этот проект в постоянном комитете ТГД по вопросам образования, культуры, спорта и молодежной политики. Председатель комитета Локтев Николай Федорович сообщил:

«Мы не один раз встречались по этому вопросу на заседаниях комитета, и у нас это тоже вызвало дискуссии и оживление. Но по итогам постоянный комитет дал положительное заключение».

Концепция развития велосипедного движения в городе Твери

Концепция развития велосипедного движения в городе Твери

Далее последовало голосование за проект Решения и таблицу поправок и за принятие Решения в целом, с учётом принятых поправок. Решение было принято на 7.35 минуте с начала обсуждения вопроса. Но этим минутам предшествовало множество этапов, которые состоялись благодаря настойчивости и воле председателя правления общественной организации «Ассоциация «Здоровые регионы» Шабашова Алексея Евгеньевича. Хронология этих событий приведена в группе Тверь Велосипедная.

утверждение 9

Отметим, что Концепция является самостоятельным документом, который будет учтён при разработке Стратегии социально-экономического развития города Твери до 2030 года. Впереди весь путь по созданию, утверждению и реализации программ, связанных с воплощением «Концепции развития велосипедного движения в городе Твери». Клуб ВелоТверь, как один из её разработчиков, продолжает принимать в этом участие и делать отчёты на нашем сайте.

Готовимся к «Открытию велосипедного сезона 2014». Следите за новостями.

 

ТЕКСТ КОНЦЕПЦИИ

СПРАВКА: Решение Тверской городской Думы от 26 марта 2014 г. N 108 «Об утверждении Концепции развития велодвижения в городе Твери». Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.

Текст решения опубликован в газете «Вся Тверь» от 31 марта 2014 г. N 21.


 

ТВЕРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

Р Е Ш Е Н И Е

26.03.2014 г. Тверь № 108

Об утверждении Концепции развития велодвижения в городе Твери

В целях определение приоритетов в построении транспортной системы города Твери с учетом развития велодвижения и велоинфраструктуры, как важного элемента градостроительной политики, ориентированной на создание комфортной среды обитания для тверичей,

Тверская городская Дума решила:

1. Утвердить Концепцию развития велодвижения в городе Твери согласно приложению к настоящему решению.

2. При разработке основных положений Стратегии социально-экономического развития города Твери до 2030 года учесть Концепцию.

3. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.

4. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.

5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянный комитет по вопросам образования, культуры, спорта и молодежной политике (Н.Ф. Локтев).

Глава города Твери А.Б.Корзин

 


Приложение к решению
Тверской городской Думы
от 26.03.2014 № 108

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛОДВИЖЕНИЯ В ГОРОДЕ ТВЕРИ

Аннотация

Развитие велотранспорта — это необходимая составляющая единой транспортной системы города, которая должна включать в себя организацию сети велотранспортных коммуникаций, строительство велоинфраструктуры и развитие велокультуры.

При последовательном выполнении программных мероприятий, основанных на принятой Концепции развития велодвижения, как показывает опыт других городов России и Европы, создание вышеобозначенной транспортной системы возможно.

Реализация Концепции развития велодвижения (далее — Концепция) будет способствовать повышению качества жизни тверичей, улучшению транспортной ситуации в городе.

 

1. Терминология

Велотранспортное средство – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Велодвижение – процессы перемещения при помощи колесных транспортных средств, использующих, в основном, мускульную силу человека.

Велотранспорт — отрасль хозяйства, основанная на использовании велотранспортных средств.

Велоинфраструктура – велодорожки, велополоса, дорожные знаки и разметка, парковки, стоянки, предприятия по ремонту и обслуживанию велотранспортных средств.

Велотранспортная сеть – система велодорожек, велополос, обеспечивающая беспрепятственное перемещение велотранспортных средств.

Велополоса – полоса общей дороги, предназначенная для передвижения велосипедистов, отмеченная специальной разметкой.

Велодорожка – дорожка, предназначенная для движения велосипедов и мопедов, имеющая усовершенствованное покрытие и оборудованная средствами организации дорожного движения (знаками, разметкой, светофорами).

Велокультура – понимание значения велодвижения и велотранспорта для оздоровления населения и повышения качества жизни, создание дружественной велотранспорту атмосферы на улицах и дорогах, знание и соблюдение требований правил дорожного движения велосипедистами, принятие правовых актов, способствующих развитию велодвижения и велотранспорта.

 

2. Что включает настоящая Концепция

Настоящая Концепция рассматривает этапы и стадии становления велотранспортной системы города Твери, а также методы муниципального регулирования велотранспортной деятельности.

При разработке настоящей Концепции учитывался опыт других городов России и европейских стран с высоким уровнем развития велотранспорта и возможность интеграции с основными направлениями Генерального плана развития Твери, а также с другими программными документами администрации города Твери.

Концепция предназначена для использования органами власти, ведомствами, предприятиями и организациями на территории города Твери в пределах их компетенции, а также для ориентации участников велотранспортной деятельности, производителей и пользователей велотранспортных услуг, деятелей других смежных отраслей экономики и транспортного комплекса.

 

3. Цель и задачи Концепции по развитию велосипедного транспорта города Твери

Основной целью Концепции является развитие велодвижения и велоинфраструктуры, как необходимого элемента градостроительной политики, ориентированной на создание комфортной среды обитания для тверичей.

Задачи:

— определение единой системы взглядов на создание городской велоинфраструктуры, позволяющей жителям Твери использовать велосипед как полноценное транспортное средство для ежедневных всесезонных поездок на работу, учебу, за покупками и в рекреационных целях;

— обеспечение условий для интеграции велосипедного движения в транспортную и градостроительную структуру города Твери;

— создание условий для защиты жизни и здоровья велосипедистов при использовании велосипеда в качестве транспортного средства;

— повышение уровня жизни населения города Твери за счет создания более комфортной городской среды, улучшения экологической обстановки, создания условий для ведения здорового образа жизни;

— содействие в реализации мер по развитию туристической привлекательности города Твери.

 

4. Оценка текущего состояния.

Предпосылки разработки Концепции

Исследования Ассоциации «Здоровые регионы», проведенные в 2009 году, показали, что 108 тыс. жителей города возрастной группы 14 лет и старше являются владельцами велосипедов. Оценка тенденций продаж позволяет предположить, что за прошедшие с момента проведения исследования 3 года количество взрослых велосипедистов в городе существенно увеличилось. Однако для регулярных поездок на работу и учебу велосипед использовали лишь 5% владельцев велосипедов.

Основное препятствие в использовании велосипеда для перемещения по городу – отсутствие велоинфраструктуры, что делает поездку велосипедиста по улицам Твери не просто не комфортной, а опасной. В условиях отсутствия выделенных велополос и велодорожек в соответствии с ПДД велосипедисты вынуждены передвигаться по проезжей части в одном потоке с автомобилями. В городе практически отсутствуют места для безопасного кратковременного хранения велосипедов, количество велопарков не более 25 при потребности в 100 раз больше. Невозможно осуществлять перевозки велосипеда в общественном транспорте в случаях поломки, ухудшения погоды, плохого самочувствия.

Несмотря на вышеназванные обстоятельства, сдерживающие поступательное развитие велотранспорта в городе Твери, в настоящее время количество велосипедов и количество велопоездок непрерывно возрастает. Этому росту способствуют объективные преимущества велосипеда перед другими видам общественного транспорта, дружественность по отношению к природе и экологичность, потребность в сравнительно низких вложениях, а также широкое распространение в современном обществе представления о здоровом образе жизни.

Основными предпосылками разработки Концепции являются комплексные показатели транспортной мобильности населения, указывающие на то, что велотранспорт в современном мире становится необходимой составной частью экономической, транспортной, территориально-планировочной, экологической политики, политики в области здравоохранения и туризма.

Возможности велосипедного сообщения создают целый спектр преимуществ:

– мобильность для всех, вне зависимости от возраста и дохода;

– способствует укреплению здоровья;

– не требует существенных затрат и выгоден экономически;

– экологичен, не производит шума и не требует больших площадей для передвижения и парковок;

– повышает туристические возможности городов.

 

5. Влияние велотранспорта на развитие социальной сферы и экономики

5.1. Велотранспорт и городская экология. Качество жизни жителей города.

В то время как развитие автомобильного транспорта приводит к росту загазованности и шума, повышению уровня стрессового воздействия на жителей, из всех видов транспорта велосипедный оказывает наименьшее воздействие на окружающую среду. Использование велосипеда как разумной альтернативы другим транспортным средствам для ежедневных поездок на работу, учебу, за покупками и для отдыха позволит освободить город от избытка автомобилей, уменьшит загрязнение воздуха поллютантами, угарным газом и СО2, снизит уровень шума и повысит дружественность окружающей городской среды.

Тема охраны здоровья населения крайне важна для Твери. Во многом это обусловлено высоким распространением среди населения факторов риска, среди которых один из самых значимых — это низкая физическая активность. Езда на велосипеде является демократичным малозатратным способом расширения физической активности и, оказывая невысокую нагрузку на коленные и тазобедренные суставы, подходит даже пожилым людям с возрастными изменениями опорно-двигательного аппарата. Научные исследования продемонстрировали, что регулярная езда на велосипеде нормализует артериальное давление, снижает уровень холестерина, позволяет бороться с ожирением. В ряде исследований было обнаружено, что люди, использующие велосипед в качестве транспортного средства, реже болеют сахарным диабетом второго типа и раком. Исследования показали, что у жителей, регулярно использующих велосипед для поездок на работу, показатель смертности на 40% ниже, чем у тех, кто велосипедом не пользуется.

5.2. Велотранспорт и экономика.

На современном этапе развития экономики велотранспорт для большинства развитых городов России является важным видом внутреннего транспорта, который играет важную роль в обеспечении социального развития и замещения автомобильного транспорта в процессе перемещения населения внутри города и в пригородных поездках.

Высокая плотность автотранспортного потока приводит к многочисленным заторам, существенному снижению скорости перемещения транспортных средств по городу, что не только увеличивает время проезда пассажиров, но и снижает экономическую эффективность грузовых перевозок.

Велотранспорт способен существенно повысить транспортную мобильность жителей города, снизить финансовые расходы и время поездок, что будет способствовать развитию экономики.

5.3. Место и роль велотранспорта в существующей транспортной системе города Твери.

В последние годы в Твери наблюдается увеличение количества легковых и грузовых автомобилей, но это не решает транспортные проблемы, а лишь усугубляет их.

Общественный транспорт, призванный осуществлять основной объем пассажирских перевозок, требует больших затрат на формирование парка техники и его эксплуатацию, создание и поддержание инфраструктуры, и зачастую неэффективен экономически. Изношенность подвижного состава и инфраструктуры, наличие высокой доли льготных пассажиров, дотационный характер функционирования, ухудшение показателей качества обслуживания пассажиров не позволяют общественному транспорту Твери в полной мере решать возложенные на него задачи.

Описанные процессы регулярно приводят к такой ситуации на дорогах города, которую можно охарактеризовать как транспортный коллапс.

Существующий городской общественный транспорт не обеспечивает прямого беспересадочного сообщения между всеми районами Твери. Велотранспорт имеет в данном случае важнейшее преимущество – это невысокая цена и крайне низкие эксплуатационные расходы, это способ передвижения, не ограниченный маршрутом.

В этой связи велосипед рассматривается как полноценное транспортное средство с точки зрения транспортной политики. Целью городской транспортной политики должно быть обеспечение дальнейшего развития экономики и социальной сферы с учетом устойчивого развития велотранспорта в рамках единой транспортной системы города.

5.4. Велотранспорт и транспортная мобильность жителей Твери.

Администрация города Твери исходит из того, что совершеннолетний гражданин ответственно относится к формированию своего транспортного поведения.

Для города, как для жизненного пространства, одним из ключевых факторов является транспортная мобильность жителей. Основная задача интегрированной транспортной политики – сделать мобильность населения и транспортную доступность районов города ресурсосберегающей и благоприятной по отношению к городу. Большинство жителей Твери не являются владельцами автомобилей, во многом это обусловлено высокой затратностью приобретения и эксплуатации автомобиля.

Развитие велоинфраструктуры даст людям свободу выбора средств передвижения, позволит многим жителям осуществлять различные поездки на велосипеде и тем самым экономить значительные денежные средства и время.

За счёт содействия развитию современной, социально ориентированной и экологически мотивированной мобильности на короткие расстояния удастся создать благоприятную атмосферу проживания в городской среде.

 

6. Основные направления развития велодвижения в городе Твери

6.1. Формирование велотранспортной сети и велоинфраструктуры.

Сбалансированное развитие велоинфраструктуры, адекватное парку велотранспортных средств и потребностям населения, обеспечит возможность безопасного и удобного велосипедного движения, для чего планируется создание сети велосипедных маршрутов, удобных для людей, собирающихся использовать велосипед ежедневно и всесезонно как транспорт для того, чтобы ездить на работу, учебу, за покупками и к местам отдыха. Предлагается включение в сеть следующих типов велосипедных маршрутов:

— трансгородские веломагистрали;

— радиальные велосипедные маршруты, позволяющие людям совершать поездки из районов в центр города;

— велосипедные маршруты, позволяющие людям совершать поездки из города в пригороды и места рекреации;

— велосипедные маршруты, соединяющие между собой соседние районы города;

— внутрирайонные велосипедные маршруты.

Функционирование самодостаточной велоинфраструктуры предполагает обеспечение возможности безопасного хранения велосипедов в местах транспортного притяжения при условии создания различных типов велосипедных парковок и велосипедных стоянок:

— по месту жительства;

— магазины, торговые и общественные центры;

— автовокзал и станции железной дороги;

— по месту работы;

— учебные заведения и административные здания;

— туристически привлекательные объекты;

— спортивные объекты.

6.2. Развитие рынка велотранспортных перевозок.

Нарастающие проблемы автомобильного трафика снижают оперативность и экономическую эффективность грузового автотранспорта. Велогрузовые перевозки и велокурьерские службы могут взять на себя доставку мелких грузов по городу. Развитие проката позволит жителям осуществлять некоммерческие перевозки грузов до 80-100 кг на специализированных грузовых моделях велосипедов.

Всесторонняя поддержка деятельности перевозчиков на рынке велотранспортных услуг создаст максимально благоприятные условия для увеличения объемов велотранспортных перевозок грузов.

6.3. Обеспечение безопасности участников велодвижения.

Обеспечению безопасности участников велодвижения отводится одно из центральных мест при создании городской велотранспортной инфраструктуры.

Поддержание в надлежащем состоянии развитой сети велодорожек позволит сепарировать транспортные потоки, повысит безопасность передвижения на велосипедах. Настоящая Концепция определяет необходимость модернизации улично-дорожной сети Твери путем оснащения техническими средствами организации дорожного движения, направленными на снижение скорости движения транспортных средств и предупреждение водителей транспортных средств при приближении к нерегулируемым пересечениям улично-дорожной сети с велосипедными дорожками.

Велосипедисты как непосредственные участники строительства современной велотранспортной инфраструктуры должны использовать только технически исправные велотранспортные средства, оснащенные светоотражателями и фонарями, использовать велошлем при движении по проезжей части.

Немаловажная роль отводится развертыванию информационной кампании, призывающей всех участников дорожного движения к корректному транспортному поведению, соблюдению Правил дорожного движения, в том числе предусматривается разработка школьных образовательных методик по ознакомлению с Правилами дорожного движения и безопасному передвижению на велосипеде в городских условиях.

6.4. Популяризация велотранспорта.

Дальнейшая политика в области развития велотранспорта требует настойчивого и последовательного совершенствования велокультуры населения, которое должно внести свой вклад в увеличение доли велотранспорта посредством изменения предпочтений при выборе транспортного средства. Поэтому, кроме участия городских властей, необходимо активное всеобщее содействие населения города дальнейшему развитию и улучшению условий для велотранспорта. Администрация города Твери должна призвать предпринимателей и общественные организации проявить интерес к велодвижению и в сотрудничестве с ними выработать совместные решения в поддержку инициативы становления «Города, дружественного велотранспорту».

Контакт власти и общества планируется достичь путем:

— систематического информирования населения через СМИ о преимуществах велотранспорта, о созданной в городе велоинфраструктуры и о перспективах её развития;

— размещения уличных информационных указателей;

— использования личного примера сотрудников администрации города, Тверской городской Думы, известных людей, в регулярном использовании велотранспорта;

— проведения городских велопраздников и соревнований (Открытия и Закрытия велосезонов, День без автомобиля, велотуристических эстафет и т.д.).

6.5. Повышение туристической привлекательности города Твери.

Создание велоинфраструктуры, разработка и размещение на интернет-ресурсах городских туристических веломаршрутов, повысят привлекательность города Твери для велотуристов.

6.6. Учесть Концепцию при разработке Стратегии социально-экономического развития города Твери до 2030 года.

В Твери существует большой потенциал для развития велотранспорта. На этапе предстоящего преобразования и становления складываются объективные предпосылки для включения Концепции в Стратегию социально-экономического развития города Твери до 2030 года, показывающей место велотранспорта в градостроительном комплексе, социально-экономической сфере городского хозяйства. Поддержку этому новому направлению действий обеспечивает развитие экологической сознательности в городе и в значительной степени обусловленный ею выбор велосипеда в качестве транспортного средства.

Внесение изменений в существующие проекты по благоустройству, капитальному ремонту, реконструкции или новому строительству, с целью создания велосети и обустройства велосипедных парковок и велосипедных стоянок даст преимущественное использование велосипедного транспорта для рекреационных, экскурсионных и спортивных целей, а также для внутрирайонных связей в районах малоэтажной застройки и районах, имеющих значительные озелененные пространства.

 

7. Пути и итоги реализации Концепции

7.1. Пути реализация Концепции:

— разработка Стратегии с учетом Концепции развития велотранспорта с научным обоснованием, с использованием лучшего опыта городов России;

— создание единой системы управления развитием велодвижения за счет координации городских программ в областях, связанных с развитием велотранспорта;

— организация обсуждения вопросов развития велодвижения и велотранспорта администрацией города, комиссиями и комитетами, общественными организациями;

— интенсификация научных разработок в области мониторинга велотранспортной деятельности, оценки тенденций и социально-экономических последствий велодвижения, прогнозирования роли велотранспорта в городском балансе пассажиропотоков и грузоперевозок.

7.2. Итоги реализации Концепции.

В результате реализации Концепции предполагается:

— повысить транспортную подвижность населения города на 10-15%;

— обеспечить улучшение экологической ситуации на транспорте;

— снизить количество дорожно-транспортных происшествий и ущерб от них не менее, чем на 20%;

— сформировать оптимальную сферу использования велотранспорта и обеспечить его рациональное взаимодействие с другими видами транспорта;

— обеспечить активное использование велотранспортных средств, что позволит сократить транспортные издержки не менее чем на 10-15%;

— повысить мобильность и улучшить состояние здоровья населения;

— получить значительный социальный эффект, позволяющий за несколько лет окупить понесенные расходы.

Отдельные положения Концепции могут быть дополнены и уточнены в процессе ее реализации.

При успешной реализации Концепции будут решены основные проблемы, влияющие на развитие велоинфраструктуры и велокультуры, а именно:

— состояние дорог обеспечит среднюю скорость передвижения на велосипеде по Твери на расстояние до 5км не менее 12км/час;

— 50% тверичей будут считать безопасным передвижение по тверским дорогам на велосипеде;

— доля аварий с участием велосипедистов снизится до 50%;

— до 10% трудящихся тверичей будут ездить на работу на велосипедах в течение велосезона (6 месяцев);

— в отдельных районах города, пригодных для использования велосипедного транспорта, а также в парках, на набережных появятся велосипедные дорожки, стоянки, пункты проката.

 

8. Ожидаемые результаты развития велотранспорта в городе Твери

Как показывает опыт, массовое применение велотранспортных средств влечет за собой изменения во многих секторах экономики и в социальной сфере, в ситуации на рынке труда, в градостроительной политике, в организации розничной торговли, отдыха, в других аспектах жизни общества.

Ожидается, что эффективное и целенаправленное использование потенциала развития велотранспорта приведет:

— к полноценной интеграции велотранспорта в транспортную и градостроительную структуру города на основе сформированной велотранспортной инфраструктуры;

— решению транспортных проблем города без ухудшения экологической ситуации;

— повышению транспортной мобильности населения города Твери;

— замещению части автомобильных грузовых перевозок перевозкой грузов велотранспортом;

— улучшению показателей здоровья населения города Твери за счёт физической активности;

— повышению туристической привлекательности города.

Об авторе

Ольга Дуванова

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий