“ВелоТверь” в марафоне Париж-Брест-Париж 16-20 августа

«ВелоТверь» в марафоне Париж-Брест-Париж 16-20 августа

«Кроме того, рандоннёр, прошедший в течение 2014 года 200, 300, 400 и 600км имеет право предварительной регистрации на ПБП-2015…»(с) Париж-Брест-Париж, ну-ка, что это? Ох, ничего себе!

Примерно так год назад в моё сознание закралась смутная идея: раз уж у меня есть возможность принять участие в Королевском Бревете, то её надо использовать. Так проводящийся раз в 4 года самый известный велосипедный ультрамарафон стал моей первоочередной Целью.

Наступил 2015-й, и вот за весну и начало лета я защитил звание Суперрандоннёра и получил допуск на ПБП. Предварительная регистрация, оформление заявки, покупка билетов и получение долгожданной визы остались позади. И вот уже 13 августа, белорусский вокзал столицы, я гружусь в скорый поезд Москва – Париж Восточный. Почему я предпочёл именно поезд, если билет на самолёт стоит столько же, но авиаперелёт почти впятеро короче? Увы, авиалинии и сами аэропорты имеют нехорошую традицию ломать и даже терять багаж. Так, в прошлый раз несколько участников ПБП-2011 были вынуждены покупать себе коней прямо на месте и ехать 1200км на неприкатанных байках. Такая перспектива меня, мягко говоря, не грела…

Современные вагоны очень комфортабельны. Для людей. Но от верхних багажных полок остались отсыхающие рудименты. Поэтому Вильера в чехле пришлось умещать под нижнюю «раскладушку». При этом места он занял явно больше допустимого, но соседи попались очень-очень деликатные и понимающие.

И вот после почти 2-х суток сна и еды, еды и сна я стою на платформе Gare de l’Est, прислушиваясь к новым звукам настоящего французского языка, а не рафинада самоучителей. До закрытия пункта технического допуска ещё несколько часов и я, вооружившись фотоаппаратом, отправляюсь на культпрограмму. Цель – объехать весь Париж, оставив на потом разве что Версаль. Задача понятна? В бой!

 

Национальный велодром, где будет дан старт и финиш Королевского Бревета, расположен в пригороде. Сразу бросается в глаза то, что окраины французской столицы представляют собой гетто выходцев с Ближнего Востока и Африки. Хотя справедливости ради отмечу, что они ведут себя весьма добропорядочно и незаметно. Без приключений добравшись до Сен-Кантен-ан-Ивелин, прохожу техконтроль и еду на ночлег. И тут начинаются первые приключения.

Вообще-то у меня самого была бронь хостела. Но Сбербанк после оплаты заявки, страховки и трансферов по карте заподозрил меня в мошенничестве или взломе моей карты и заблокировал её. На момент принятия решения об изменении бронирования «пластик» так и не был перевыпущен и я остался без гостиницы. Поэтому мне пришлось искать подселение и за несколько дней до отъезда мне удалось договориться с пермяком Иваном. Найдя нужный отель, я стал звонить и смсить соотечественнику. Но роуминг съел деньги и на моём Теле2, и на обоих его номерах. Супер… Что делать? Внутрь гостиницы меня запустили, она небольшая, всего 4 этажа. Задача понятна? Тогда чего стоим?! В бой! На третьем этаже, когда надежда стала уже заканчиваться, в ответ на моё «Россия, Пермь, Иван Чадов, Иван Чадов, Россия, Пермь» открылась дверь. Нашёл! Это хорошо, а то я уже прикидывал другие варианты ночёвки.

 

На следующее утро я выехал пораньше, т.к. у меня был проплачен предстартовый обед, а плотно покушать за 2 часа до выезда очень хотелось. И вот после шведского стола, как говорится – на убой, я праздно шатаюсь по велодрому и его предместьям, знакомлюсь с россиянами, фотографирую. Добрую половину площадки перед основным зданием занимает галдящий, гудящий синий рой. Это итальянцы. Их в несколько раз меньше чем французов, но при этом слышно и видно только горячих ребят с Апеннин.

 

Веломобили, напоминающие бескрылые самолёты, тандемы, триплеты, лигерады и дьявольская смесь эллиптического тренажёра с самокатом на 20-х колёсах… От многообразия техники разбегаются глаза и объектив фотокамеры. Шестой час по местному времени. Дают старт группе А. В и С готовятся. Многонациональная колонна почти в три сотни рандоннёров растягивается вслед за автомобилями и мотоциклами сопровождения. Проведя колонну первые 14 километров, маршалы уходят в сторону и начинается настоящий Париж-Брест-Париж!

То же самое с моей группой, литера К. Как только эскорт остаётся позади, я вливаюсь в быструю группу. Едем сменами, засекаю промежутки. Ага, точно, 3 минуты. Не вопрос. Вскоре К-авангард обгоняет арьергард J, I, H, G и даже F. Когда на пелотон опускаются первые сумерки, мы влетаем в какой-то городишко. Крутые спуски и подъёмы, булыжные мостовые, узкие средневековые улочки неземной красоты. Еду, пялюсь, улыбаюсь. Тут за поворотом нас тормозит маршал! Да быть не может, до первого КП ещё ехать и ехать! Все в смятении. До нас доносится: «манже, нон контроль». Аааа, понятно. Контроля здесь нет, это пункт промежуточного питания. Тьху, блин, весь темп сбили. А ещё мне этот «манже, нон контроль» аукнется и совсем скоро.

А пока я воспользуюсь случаем и расскажу о питании. Кормиться можно было официальных пунктах и/или у добровольцев. Официальных контрольных (везде присутствовала кухня) и пищевых остановок было около 20. Кроме того, организаторы договорились с кафе и редкими магазинчиками на маршруте о предоставлении скидки участникам ПБП. Как бы то ни было, минимальный чек составлял 2,5 евро и это практически за воздух: сэндвич + кола 0,33 или чашечка кофе. Поесть по-настоящему стоило 13-20 евро, хотя было бы желание: денег люди оставляли много. Лично у меня на еду+питьё за мои 1280км ушло 210 евро. Согласен, за полную стоимость это была бы неподъёмная сумма, однако же с учётом курса евро… Проел я всю наличку, в общем =) При всём при этом, многие КП наживались на рандоннёрах, ПРОДАВАЯ воду и весьма недёшево. В итоге почти все набирали обычную воду из-под крана. Добровольцы – молодцы! Напитки почти везде были бесплатные, а еда дешёвая. Жаль только, что я это знаю по отзывам, а не лично. Т.к. все палатки волонтёров располагались вопреки моей тактике. Я привычно делал остановки через каждые 2 ходовых часа. И за всё время местонахождение добровольной лавки совпало с моим перекуром всего однажды…

Ну и раз уж речь зашла о волонтёрском движении, надо отметить что организаторы совершенно справедливо пишут в Положении: «и помните, без добровольцев вас бы здесь не было». Именно энтузиасты работали в мастерских на каждом КП, организовывали ночлег, готовили пищу на кухне и многое другое. Нельзя недооценивать их и простых болельщиков поддержку, которая особенно пригождалась на обратном пути.

Но вернусь-ка я к своему повествованию. Итак, двинулись дальше. Уже стемнело. На ночных участках у меня сравнительно быстро выработалась тактика. Я догонял группу огоньков, если она двигалась быстро, ехал в пелотоне. Если же группа сонливо тюленила, я высматривал следующую вереницу красных точек и пускался в погоню. И так продолжалось, пока не находил «банду» с моим темпом.

И вот найдя такую компанию, я летел на крыльях ночи. Ну почти как Чёрный Плащ. Справа открылась стоянка велосипедов, кто-то подъезжал, кто-то уезжал, кто-то (включая меня) проезжал мимо. Никого из обслуживающего персонала не было. Проехав минут 20, мы увидели едущих навстречу велосипедистов. Я напрягся. Как ни крутите, а не могла даже утренняя группа преодолеть почти 1000 км за 14 часов… Сбавляю темп, меня догоняет следующая группа, нахожу англоговорящего рандоннёра. Спрашиваю, мол, сколько километров осталось до КП. Он отвечает – около 60-ти. Я холодею, ведь до контроля не может быть ещё 2,5 часа. Хотя и так всё ясно, уточняю – это будет первый или второй чекпоинт. Второй… Всё, финита ля комедия.

Разворот. 23 километра. Двадцать три, дура-ас мне в глаз, километра. Настроение в ноль и, хотя ветер теперь поддувает мне в спину, я безнадёжно сбавляю. 46 лишних вёрст и если не 2, то 1.5 потерянных часа точно. Я приезжаю на КП-1 за 2 часа до его закрытия для моей группы, это катастрофа. Паркую байк, иду чекпоинтиться. По возвращении обнаруживаю коня, лежащего на левом боку. Что ещё за новости?! После короткого колокофейного перерыва жму педальку вперёд.

На следующем КП слегка отыгрываю время, на выходе договариваюсь с двойкой шустрых американцев ехать вместе сменами. Валим очень хорошо. Когда иду первым, замечаю неслабый люфт левого барана в нижнем хвате. Сама загогулина с пистолетом ходит ходуном, а переключаться вообще нереально: сначала продавливается до конца баран и только потом срабатывает шифтер. От нижнего хвата отказываюсь насовсем, тормозить слева нельзя, стараюсь не переключаться впереди. Хотя это не выходит, учитывая преодолеваемый рельеф.

В Луадеаке завожу Вильер в мастерскую. С грустной улыбкой спрашиваю: «карбон капут?». Oui, — говорят, дескать, да. «Можем поменять на карбопалки от Луука» — на соседнем стенде висит бедолага британца, оставивший на стиральной доске запарижья трансмиссию. Хау мач? 110 евро. Ноу, гайз, ай доунт хэв инаф кэш… «Then check the chain, please, and pump cameras till 7 atmospheres» — единственный англоговорящий механик брызгает лубрикантом и достаёт насос, понимающе помалкивая. Выезжаем с конём раздосадованные, но в следующий момент у меня срабатывает тумблер. Вот теперь я доеду. Из принципа, сцуко, доеду, невзирая на обстоятельства и прочее! Показываю на российский флаг на левом плече, тяну большой палец руки вверх, подмигиваю мастерам, лица которых будто провожают меня в последний путь и выезжаю с КП. Спортивная злоба заполняет ноги похлеще белков и углеводов и я начинаю валить. Безадресно матерясь, я отрабатываю от КП до КП то сидя, то в стойке. Маршрут до Бреста пролетает незаметно. В город-экватор дистанции мы въезжаем по мосту, с которого открывается умопомрачительный вид на МОРЕ! Я сбавляю, «щёлкаю» кадры про себя и думаю что после взятия чекпоинта не поленюсь и встану на фотосет. Не тут-то было =) На парижское направление мы выходим другой дорогой и больше не видим этой красоты. Досадно, но не смертельно, у меня-то эта картинка с огромным солнцем прямо по центру бухты навсегда в голове!

С этого момента перелом ощущается всё больше и больше. На каждом последующем контрольном пункте я отыгрываю время, даже с учётом 1-1.5 часов на стоянку. Ближе к 900км я отмечаюсь всего через час после открытия КП. Вдоль дорог, даже вне городков и деревень, стоят толпы болельщиков, аплодирующих и кричащих «Bravo», «Allez!». Эта поддержка от совершенно незнакомых тебе людей гонит вперёд, придаёт сил и заставляет наращивать темп. Если разобраться, мой личный ПБП можно разделить на две неравных части именно по 900-километровому рубежу. Всё что было прежде, свелось на нет. Я точно знал что преодолею дистанцию, открылось второе дыхание. И даже потрескавшиеся горные дороги в мелкую ямку воспринимались иначе.

Вернёмся в недалёкое прошлое. Когда в январе этого года Константин Архипцов и Денис Лашев из московского «Каравана» вручали медали и бреветные карточки тверским веломарафонцам, они многое рассказывали о ПБП прошлой редакции, 2011 года. И тогда Костя предупреждал что асфальт во Франции шершавый, для увеличения сцепления с дорогой автомобильных покрышек. Так вот шершавый и хороший он только на подъезде к Парижу и Бресту. Самым моим большим открытием (и разочарованием) стало то, что французские дороги кладут, похоже, те же гастарбайтерамана что и в России. Ну или по крайней мере, за ними так же плохо следят и не торопятся латать поперечные трещины и достаточно внушительные колдобины. Особенно неприятно было несколько раз уворачиваться (и не всегда успешно) от таких препятствий на спусках.

Экскурс закончен, продолжаем разговор =)

И вот уже 1008км. Муниципалитет Вийен Ля Жуэль устроил покорителям Королевского Бревета почти репетицию финиша. И даже больше. Был створ. Были болельщики повсюду, в отличие от Парижа, где финишёров встречали человек 50. Был живой оркестр и настолько плотная опека, что становилось даже неловко. Были даже местные сувениры.

IMG 2880

И именно этой последней ночью, в считанных десятках километров от финиша, я позволил себе поспать 2.5 часа. Утренние сумерки встретили меня в 60км от Парижа. И психологически это был самый сложный отрезок всего маршрут. Понимая, что это уже финиш и через 2-3 часа я пересеку створ, мозг с организмом поддались великой Лени. Ну и ладно – решил я и, впервые за всё время вставив музыку в уши, покатил на автопилоте.

Моросящий не Бг весть откуда взявшийся дождь, знакомые места, неспешно тянущаяся вереница марафонцев впереди. Я уже не слежу за временем, его много. Накатываю одного за другим итальянцев, французов, немцев, американцев. И, поприветствовав и пожелав скорого финиша, еду дальше. А дальше всё как-то обыденно. Видимо, сказывается усталость. Ну да, болельщики и поздравления. Ну да, отметка в контрольной книжке участника, снятие чипа. Поиск остальных финишировавших россиян, бесплатная еда и безуспешные попытки хоть немного поспать. Эх, ладно, тут ловить больше нечего. А у меня ещё Версаль несмотренный!

Как же удачно, что по части основной территории нельзя на велосипеде. Пристегнув байк к ограде и достав запывлившийся за 3 дня фотоаппарат, отправляюсь гулять по садам их императорских величеств.

 

Теперь главное правильно разделить оставшиеся финансы и, удовлетворяя культурный голод, не сдохнуть бы от голода физического. За оставшиеся часы до поезда я с лихвой оценил разницу в ценах между ПБП и фактическим положением вещей. Имея меньше 50 евро на сутки, в Париже особенно не поешь. Но вот уже и знакомый поезд с немалыми, но всё же российскими ценами, в рублях. Мастерство, как говорится, не пропьёшь и на этот раз я уместил байк ровно как надо. А ещё, уж попёрло так попёрло!, первые мои попутчики подсели только в Берлине. И снова еда и сон, здоровый сон и нездоровая еда. Перегон между Белорусским и Ленинградским вокзалами дался мне быстро. И через полчаса после прибытия на Комсомольскую площадь электрон уже неспешно вёз меня домой. В Тверь.

Об авторе

Алексей Дегтерёв

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий