При организации клуба путешественников «Апостол» (Запорожье) и клуба «ВелоТверь» с 14 по 20 сентября от Твери до Старой Руссы состоялся третий православный велопробег «Святая Русь». Накануне старта митрополит Тверской и Кашинский Виктор благословил велопробег и вручил участникам икону святых Бориса и Глеба, которая на протяжении всего путешествия размещалась на одном из велосипедов.
Этот год отмечен несколькими тысячелетиями — рубежами нашей истории, имеющими между собой зримую связь и определившими маршрут велопробега: Тверь – Отмичи – Торжок – о. Столбной (Нилова Пустынь) – Волговерховье — Залучье — Старая Русса (общая протяжённость 500 км).
С кончиной равноапостольного князя Владимира в 1015 г., что в июле этого года отмечено 1000-летием, борясь за княжение, один из старших сыновей Владимира — Святополк убивает братьев Бориса и Глеба, отказавшихся от ведения братоубийственной войны. С именами князей-страстотерпцев Бориса и Глеба связано начало истории православия на Тверской земле.
Отмичи и св.князь Глеб
По свидетельству летописей в 1015 году муромский князь Глеб спешил в Киев на прощание к отцу. Путь пролегал через Отмичи, где на берегу Волги конь под ним споткнулся и повредил ногу. Князь упал, потеряв висевшую на шее гривну. Посчитав это дурным предзнаменованием, товарищи уговаривали его ни ехать в Киев. Но пересев на ладью, князь продолжил дальше своё путешествие, и через несколько дней был убит недалеко от Смоленска. Это первое летописное событие, относящееся к истории христианства, связанное с тверской землёй.
С тех пор в Отмичах почитали святых страстотерпцев Бориса и Глеба, а путешествие князя Глеба по тверской территории было увековечено постройкою Вотмицкого монастыря с Борисоглебским храмом. Последний храм обители был утрачен в 1940-1945 г.г.
Начав наше велопутешествие с молебна в Николо-Малицком монастыре, мы поклонились кресту, установленному на месте описываемых событий. Известно, что в начале 20-го века крест был поставлен архиепископом Димитрием (Самбикиным). Уничтоженный в советское время он был возрождён в 2003 году во время крестного хода по святым местам, расположенным по берегам реки Тьмы. Когда мы приехали к нему с иконой Бориса и Глеба, то из туч это место освятил луч — нечаянная радость на благодатном месте.
Во время десятого крестного хода по святым местам на берегах Тьмы в деревне Отмичи состоялось освящение часовни в честь Покрова Божией Матери, построенной усилиями местных жителей. Они берегут восстановленную память и в храме постоянно читаются молебны и акафисты.
В августе 2012 года на подворье Николаевского Малицкого мужского монастыря в деревне Отмичи был заложен фундамент нового храма в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Торжок, св.князь Борис и преподобный Ефрем
Во времена князя Владимира из Венгрии пришли на службу к князю Борису три брата: Ефрем, Георгий и Моисей. 24 июля 1015 года, когда князь Борис возвращался из похода, в его шатер ворвались воины Святополка. Георгий, брат Ефрема, закрыл собою князя и был убит. Для того, чтобы снять с его тела дорогую золотую гривну, воины Святополка отсекли ему голову. Потрясённый Ефрем отказался от воинской карьеры, боярского сана, почестей за доблестную службу в княжеской дружине и ушел из Киева.
В 1015 году рядом с Торжком он устроил странноприимный дом для путников и нуждающихся. Долгие годы, совершая подвиг странноприимца, он постигал духовный опыт православия, несколько раз ходил к Киево-Печерским старцам. В 1038 году Ефрем начал создание обители и вместе с братией построил каменный храм во имя святых князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, отчего и монастырь получил название Борисоглебский. В этом году исполняется 1000 лет с начала просвятительского подвига преподобного Ефрема Новоторжского.
2015 год отмечается 1000- летним юбилеем начала христианизации Тверской земли.
Посещение Борисоглебской обители во время велопробега пришлось на 15 сентября. Этот день является днём памяти преподобного Ефрема Новоторжского, связанным с перенесением его мощей из Борисоглебского собора в теплую Введенскую церковь (Тверской Патерик №27).
В Торжке состоялась встреча с воспитанниками детского дома, на которой участники велопробега рассказали о путешествии, исторической связи времён и других православных путешественниках, в том числе священнике, протоиерее Фёдоре Конюхове. Ребята встречали велосипедистов ещё на дороге. Под руководством Владислава Захарова они сами путешествуют на велосипедах по родному краю, а в 2015 году побывали на Открытии велосезона в Твери.
Могилёвка
От истока христианской веры Верхневолжья путь велопаломников продолжился к верховью реки Цны в село Могилёвка Кувшиновского района, где около 1634 года монахом Иовом была основана мужская пустынь. Цна берёт начало в болотах на склоне Цнинской возвышенности и является важным элементом вышневолоцкой водной системы. С древних времён нижнее течение реки было частью водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород, а позднее в Санкт-Петербург. Сохранённые в советское время каменные постройки обители использовались под жилье и хозяйственные нужды. На данный момент Успенский монастырь медленно восстанавливается.
Недалеко от Могилёвки находится деревня Селино, к которой мы приехали на ночлег. Один из домов здесь наиболее привлекает внимание особым укладом и заботой о своей земле, которая чувствуется в каждом дереве и каждой постройке. Хозяин дома Алёксей, вместе с женой Натальей, недавно вернулся жить на родину к богатству природы и красоте пейзажей. Этой любовью к отеческому дому и украшается всё вокруг.
Монастырь Нило-Столобенская пустынь
На следующий день путь продолжится на остров Столбной — жемчужину православия. Расположенный на нём монастырь Нилова пустынь в 1594 году основал преподобный Герман на месте подвигов великого молитвенника и аскета преподобного Нила, давшего обет «не ложиться на ребра». Он жил на острове совершенно один, не собирал вокруг себя учеников, не принимал желающих поселиться подле него. В целом, в молитвенном одиночестве Нил провел 40 лет, из них 27 на о.Столобный. Селигерский столпник не оставил после себя последователей. Но само место подвигов было так наполнено благодатью Святого Духа, что со временем основанный на острове монастырь по количеству паломников стал наиболее посещаемой российской святыней и одним из первых в мире. Удивительные уроки святости.
Мы были гостеприимно встречены на острове, что дало возможность остаться на вечерню и малое повечерие, поучаствовать в ежедневном Крестном ходе вокруг обители. Беглый взгляд примет это место за остров кошек и художников. Но несколько дней, занятых трудничеством и службами, откроют монастырь совсем по-иному. И каждому своё.
Волговерховье
Длинный путь пятого дня отметился битыми дорогами после Осташкова, не езда — маневрирование. После поворота с трассы в Свапущи начинается песчаная дорога, но ход по «асфальту» Р-89 и грунтовке примерно одинаков. Мы смогли уложиться в световой день сентября и на закате с дождиком прибыли в Волговерховье.
Волговерховье, это тишина, в которой захватывает дух. Надпись на камне точна: «Путник! Обрати взор свой на Волги исток! Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их». От берега до берега полшага, но за ними следуют леса и просторы, пути и караваны, века и история страны. Уже 17 лет отсюда начинается Большой Волжский крестный ход по земле и по водам всего тверского края.
Рядом с истоком духовной стражей расположен Ольгинский монастырь, начавший свою историю в 1649 году. Сейчас в Волговерховье две часовни и три церкви: трехпрестольный храм Преображения Господня (престолы: Преображения Господня; св. блгв. равноап. кн. Ольги; св. Предтечи и Крестителя Иоанна), одноэтажная деревянная церковь во имя свт. и чуд. Николая и домовая церковь во имя Иверской иконы Божией Матери. Многие храмы, построенные в начале ХХ века, не успели расписать. Красивая каменная Преображенская церковь на истоке Волги так же осталась без оформления интерьера, судя по посвящению престолов, наверняка неповторимого. Тем более, что на тот момент в церковную роспись пришли большие мастера художественной живописи.
Пребывание у истока Волги пришлось на 18 сентября, день поминовения 1000-летия со дня убиения св. блгв. кн. Глеба. Страстотерпцы Борис и Глеб – исток русской святости, первые святые, канонизированные Русской Церковью, первые чудотворцы, первые венчанные избранники и молитвенники «за новые люди христианские».
Залучье Новгородской области
В 1942 году наши войска замкнули в Залучье кольцо вокруг семи дивизий немецкой армии численностью 60—70 тысяч человек (Демянский котёл). Земля здесь усеяна немецкими и русскими захоронениями.
На подступах к селу нас встретила местная гвардия и отец Сергий, настоятель храма Вознесения Господня. Тут мы попали в велосипедное братство. Завершилась вечерняя служба. За кастрюлей ароматного грибного супа, глубоко затемно, с бывалым путешественником отцом Сергием мы делились впечатлениями и случаями, произошедшими в многочисленных походах. И не было ничего милее этой не только душевной, но и духовной беседы.
Опыт не теряться в непредсказуемых ситуациях очень помогает батюшке на приходе, где нужно устраивать разные, часто неожиданные дела. При нас отцу Сергию был сдан кролик для дальнейшего определения его судьбы и устройства куда-нибудь.
Старая Русса отметила 1000-летие
В последний день пути, проскочив за два часа остаток в 45 км, мы прибыли к торжественному празднованию тысячелетней истории города Старая Русса.
Почитание святых Бориса и Глеба в Старой Руссе, как и других местах русской земли, началось достаточно быстро. В их честь был возведён один из первых храмов города, впоследствии утраченный. В одном из интервью научный сотрудник старорусской археологической экспедиции НовГУ Павел Колосницын обосновал происхождение новой даты «рождения» города следующим образом:
«Несколько лет назад мы обнаружили на Борисоглебском раскопе на глубине шести метров деревянную мостовую, возраст которой составлял примерно 1000 лет. И затем на III Всероссийском съезде археологов, проходившем в 2011 году в Старой Руссе, предложили взять за отправную точку возникновения города 1015 год — время гибели Бориса и Глеба, святых покровителей Старой Руссы».
Небесное покровительство не бывает бывшее, и сейчас, благодаря археологическим исследованиям, память о святых возвращается в древний город.
Самым почитаемым образом города является Старорусская икона Божией Матери. После революции с неё сняли драгоценные украшения и передали в музей. Во время оккупации в 1941 году икона исчезла. Большой список с иконы размером (2,6х1,9)м находится в Георгиевском храме.
В рамках торжественных мероприятий по случаю 1000-летия истории Старой Руссы 20 сентября 2015 года в Воскресенском кафедральном соборе совершили праздничную Божественную литургию. После неё состоялся Крестный ход от Воскресенского собора к церкви святого великомученика Георгия Победоносца, которым мы завершили наше путешествие «Святая Русь. Между тысячилетиями».
График пробега (547 км):
14 сентября (понедельник) — Старт из Твери.Отмичи. Торжок — 95 км
15 сентября (вторник) — Могилёвка — 95 км
16 сентября (среда) — остров Столбной — 68 км
17 сентября (четверг) — Верхневолжье — 99 км
18 сентября (пятница) — Леониха — 70 км
19 сентября (суббота) — Залучье – 67 км
20 сентября (воскресенье) — Старая Русса — 53 км.