Велопоход Волговерховье-Селигер 2013

«Сейчас все хотят одного: тепла, уюта, покоя. Но отрава бродяжничества уже в крови»

Алексей Иванов «Географ глобус пропил».

По Селигеру 2013. Техническое описание маршрута с треком и фотографиями.

Началось с того что велопоход в Белоруссию в этом году не получился и чтобы как то скоротать время была кинута мысль прокатиться по Селигеру отдохнуть и половить рыбу, цели мотать километры мы отмели сразу. Александр Тиранов поддержал эту идею и кинулся «в бой» составлять маршрут. Так что данный маршрут был придуман им. К нам ещё присоединился Андрей и мы 18 июля сев в машину, предоставленную Сантой (Санёк Титов очень хотел тоже принять участие в походе — но, увы, это «НО», почему то всегда мешает нам) помчались в сторону Осташкова.

В тот же день (думаю, что это как бы 0 день) мы без пробега встали на знакомом мне месте на Селижаровском плёсе, только на другой стороне, кстати, место это примечательно тем, что туда не проехать многим машинам, и оно часто пустует, хотя заход в воду и виды супер.

Координаты этой стоянки N57 04.978 E33 15.486

1 ходовой день. Асфальт-грунтовка. Мы начали педалировать круг Волго-Селигер по часовой стрелке. Пробег 55 км. Асфальт-грунт. Магазины в большом количестве есть в Селище. На ночёвку место сначала искали в д. Волга, но там весь берег заставлен машино — туристами и мы напрямик через лес ломанули к дороге (кто же знал что это только разминка), выйдя на дорогу, мы проехали до д. Девичье и там, среди машино-туристов мы нашли пятачок, где и встали. В д. Девичье есть колонка и воду набрали там. Другие места найти трудно из за того, что место хорошо подъезжаемо на машинах и по этому всегда есть народ, это минус. С дровами тоже не очень, всё подчищено.

Координаты стоянки N56 55.955 E33 02.908

2 ходовой день. Грунтовка — бездорожье (буреломинг) — грунтовка. Как оказалось самый трудный день. Пробег, а точнее, наверное, пробег с проходом составил 38 км. Начало пути было как всегда нормальным, катим по грунтовке до поворота у д. Нивы. Вот здесь нас и ждал сюрприз. Мы должны проскочить до д. Сергеево, а дороги НЕТ! У меня есть трек, каких то товарищей по вело несчастью, которые здесь проскочили, и самое главное, что нам нужно попасть в Пено, а других дорог по близости не видно (по карте). И мы решаем идти! Прибор говорить, что нам 12км. пройти надо, ну думаем, что за 3 часа уложимся, по началу только трава и вода в болотинах.

Затем пошёл завал, да большой такой завал на всю протяжённость перегона. Дорогой не пользовались очень очень давно.

Наверное из за того что нет там деревень да и мост разрушен. Вот бы туда джиперов послать с пилами, всем бы добро вышло. Без жпс там делать нечего, дорога еле читается, и заблудиться есть огромный шанс, да к тому же дикие звери вокруг. На этом участке случилась травма у Александра, перенося своего коня через очередной завал умудрился поставить звездочки себе на палец ноги и ноготь почти срезало, и это всё из за того что шёл Санёк в САНДАЛЯХ!!! Уже второй раз убеждаюсь (первый раз был на Урале, человек поймал ветку между пальцев в луже и пришлось даже зашивать в походный условиях, спасибо доктору Грише!) Так что вывод ОДИН, если сандалий с не закрытым носом, то ходить по дебрям НЕ РЕКОМЕНДУЮ!!! Починившись, мы продолжили путь и к вечеру ура, мы увидели крыши домов! Что получилось: 12 км мы прошли не сев за руль ни разу за 7 часов. ВЫВОД: ЭТИМ ПЕРЕГОНОМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ!!!!!!!

Выйдя на грунтовку и узнав у местных, что магазин далеко и все закрыты, мы покатили искать стоянку. И нашли отличное место на речке Жукопа. Местом пользуются рыбаки. Есть навес.

Координаты стоянки N56 51.466 E32 46.892. Рядом, если ближе к мосту есть ещё одно место с большой поляной, но плохой выход к воде.

3 ходовой день. Идём по правой стороне Верхневолжского водохранилища на Волговерховье. Пробег 50 км. Грунт-асфальт-грунт. Магазины есть в Соблаго, рядом с ж.д. станцией. Там же рядом, есть колодец с хорошей водой. После Соблаго поворачивать на Забелино надо у знака «ПЕНО». Поворот раньше через лесопилку чреват встречей с собаками, которые бегают не привязанные по территории. Похоже, жпс ведёт всех туда, так как с нами заплутали ещё 2 машины. Доехав до д. Забелино решили спросить у местных как пробраться до д. Руно. У меня есть трек, по которому ребята прошли с Забелино почти по берегу, но почитав их отчет, стало понятно, что мы можем попасть ещё раз в не проходимые дебри, а этого не хочется повторять часто. От местных мы узнаем, что тут нам будет «весело» идти и они, позвонив, куда то говорят, что есть дорога и кажется она проезжаема через д. Полово. Спасибо людям за инфу, мы выдвигаемся в сторону Полово. Но что то темп взятый Сашкой по асфальту уматывает нас с Андреем и мы решаем искать стоянку до Полово и штурмовать Руно с утра. Находим место между двух озёр явно Карельского происхождения (приятные воспоминания).

Болотина и мох вокруг этих озёр, красота! А тишина!

Координаты стоянки N56 59.907 E32 27.828 Есть правда дальше съезд к большому озеру на котором стоит Полово, но увы проскочили на след день и что там и как там не знаю, но если половить рыбу, то лучше на большое озеро!!! Съезд там только один направо к низу озера, так что не проскочите.

4 ходовой день. Он выдался самым коротким пробегом 5 км. Доехав до Полово мы решаем спросить про дорогу и встречаем замечательного человека Алексея с Химок который нам все рассказывает и в конце после моего вопроса «А что рыба есть в озере?» предлагает встать на его участке, который выходит на берег озера и заночевать. Сам он с друзьями уезжает на Черное озеро на рыбалку с ночёвкой. Решаем сделать днёвку. В дальнейшем он нам достаёт ещё и лодку, на которой мы весь день ловим рыбу. В деревне есть родник рядом с этими координатами N57 01.392 E32 26.752. По понедельникам и кажется, средам приезжает автолавка с утра, а вот магаза нет. Так что на эти дни у вас должен быть запас еды, ближайший магаз только в Ивановском на турбазе и работает до 18ч. Мы не посмотрели магаз в Забелино, но думаю, что он там должен быть!!! Рыба есть.

5 ходовой день. Идём на д. Руно. Давно мечтал пройти с этой стороны озера на Волговерховье. Грунтовка-пешка-грунтовка. Пробег 66 км. Как оказалось дорога чистая и хорошо проезжается на велосипеде, из машин легковушка, конечно, не пройдёт, а вот джипчик легко. Местами трактор почистил и разровнял дорогу, кое, где починили мостики.

В д. Битуха живут люди, даже зимой 2 человека остаются, это сказал местный, который вышел к нам пока мы устроили перекус. Далее деревни пустые и только в д. Руно стоит брошенный дом,

и не далеко построили ещё один, наверное, лесничество. Кстати, это родная деревня Героя Советского Союза Лизы Чайкиной. Осмотрев брошенный дом, возвращаемся чуток назад и сворачиваем к реке, которую и форсируем по броду.

Дорога после речки малость запущена, сюда приезжаю только на кладбище, которое за рекой. Так что возможны завалы.

Но участок не такой большой и вскоре дорога становиться чистой и вливается выше д. Высокое в отличную грунтовку. Теперь наша ближайшая цель магазин на турбазе «Стерж» что в Ивановском (работает до 18 часов вход свободный на турбазу). Координаты магаза N57 11.546 E32 35.910. Закупившись и перекусив в компании ещё одного доброго дядьки из Подмосковья мы мчимся под вечер на Волговерховье.

Погуляв в отличную погоду у стока Волги, мы двигаемся теперь на Селигер. Хотя в планах и был участок, по которому мы должны вернуться в Пено через Ширково, но мы оставляем это на будущее. Прибываем в Свапуще, где и спокойно закупаемся в магазине. Время вечер и пора искать место стоянки. Мы едем в сторону Залучье и проезжая указатель о том что Свапуще закончилось видим грунтовку ведущею на мыс. Как оказалось погода распугала всех авто-туристов, и мы встаём одни на большом мысе. Не успели сварить ужин, а уже и стемнело.

Координаты стоянки N57 16.226 E32 42.895

6 ходовой день. Асфальт-грунтовка-бездорожье. Пробег 20 км. Мечта Александра пройти мимо д. Княжое и встать на полуострове на днёвку, но дорога по рассказам отсутствует. Мечты должны сбываться и мы идём на Княжое. Стартовав от Свапуще на Залучье поворачиваем там, на Березовский рядок. С высоты холма который перед Бер. рядком открывается вид Селигера который остается надолго в памяти.

Координаты не записал, но спросите где братская могила и вам укажут на этот холм.

В деревне есть магазин, и советую закупиться на тот срок, который вы планируете быть вне «цивилизации», так ка ближайший магазин очень далеко!!! Только в Ореховке!!! Если будите вставать на днёвку, а я вам советую так и сделать на том месте где мы ночевали. (ну это смотрите далее) закупайтесь продуктами! Воду брали из Селигера, это нормально.

Итак, после поселка, а искали выход в нужном направлении как то долго, пошла наезженная местами лесовозами дорога. К счастью она в скором времени ушла в право и мы привычно
покатили пошли в сторону Княжое. Через ручей наведён мост явно для квадрика, вот его координаты N57 19.109 E32 51.596

После ручья местами можно ехать. И вот добравшись примерно до места, где как бы должна быть тропа на мыс, а на самом деле её нету, мы с Сашкой отправляемся по азимуту искать выход на этот мыс. Увы, буреломы и болото не дают нам шанс попасть на этот мыс. Земля везде вскопана кабанами и становиться как то не по себе от такого соседства. Мы принимаем решение двигаться дальше и входим в д. Княжое. Кстати люди сюда добираются только по воде, хотя есть и техника, но возможно зимой пригнали. Деревня населена, но мы проскочили дальше в сторону следующей д. Бухвостово. Там разговорились с местной тетей, которая и зимует здесь, она сказала, что уже давно сюда не ездят на машинах, так как моста через протоку больше нет (для нас эта новость!!!) Двинулись дальше и в конце деревни (5-6 домов) вышли на супер место, которое рекомендую для днёвки!

Берег мелкая галька, тростника нет, тишина! Как оказалось потом (уже дома) там есть тайник геокэшинг, а я его случайно пропустил. «Усадьба Толстых в Бухвостово» придётся ещё раз идти!

Координаты стоянки N57 18.300 E32 55.319

7 ходовой день. Бездорожье — грунтовка-асфальт. Пробег 65 км. На днёвку мы не остались и двинули дальше, вернее продолжили топтать дорогу.

Меньше чем через километр нас ждала переправа. Добравшись до нее, я полез в воду мерить глубину, так как дно в тёмной воде не просматривается. Глубина была по грудь, так что пришлось снимать баулы и перетаскивать по очереди всё. Переходя протоку я увидел, что по берегам её все деревья спилены и она чистая. Протока соединяет Селигер с сетью озёр. Как оказалось, спустя время, когда я шёл с велосипедом из за поворота показалась моторка с людьми, они были крайне удивлены увидев нас с великами в глуши.

А потом попёрли ещё моторки в эти озёра, места там красивые и все туда заходят, кто рыбу половить, кто за грибами, одно из озёр называется Святое.

Далее дорога обрела какие то очертания и мы в скорости дошли доехали до д. Дубово откуда проехали по плохой грунтовке до д. Климова гора где и пошла отличная грунтовка с красивыми видами.

Там увидели автолавку, но решили доехать до магаза, а магаз оказался ближайший только в д. Ореховка. Там перекусив у него (N57 24.126 E33 03.759) мы стали думать, что дальше и куда ехать. Было принято решение двигаться до д. Кравотынь и на следующий день заканчивать хождения за Селигер. Звоним Крылову Сергею с просьбой завтра на машине забрать нас с Осташкова. Сергей соглашается и нас ждёт дембельская ночёвка. Дорога местами эта песня! Грунтовка дробилка и ехать приходиться медленно, так как всё трясётся. Асфальт появился только после д. Мошенка. Кс тати там есть магаз, но почему то он был закрыт в этот раз (в этих местах я уже бывал). Идём знакомым мне маршрутом здесь я проезжал из Новгорода в Тверь. Режим угол через д. Котище и по пешеходному мосту переезжаем протоку. Далее по лесной дороге выходим с востока на Кравотынь. Здесь недалеко от церкви, есть магазин (N57 16.673 E33 08.426) и родник, но к роднику не пошли, а нашли колодец по пути на стоянку (N57 16.782 E33 08.356). В прошлые разы я вставал на стоянку проходя через кемпинг и двигался на запад от деревни, но в этот раз решил посмотреть всё таки на другое место, куда мне местные говорили, Владышин плёс. Дорога проходит через лес, а вот в конце оказалось местами разбитая и это давало шанс, что авто-туристов будет мало. Так и оказалось почти весь берег пустой, места для стоянок вдоль всего плёса, мы чтобы спрятаться от сильного ветра поехали влево, и нашли чудное место, даже был мостик в воду. Так что вставать лучше на этом плёсе.

Координаты стоянки N57 17.938 E33 09.043

8 ходовой день. Грунт-асфальт. Пробег 31 км. Выдвигаемся на Нилову Пустошь. Добравшись до асфальта, поворачиваем на право и прибываем в Нилову Пустошь остров Столбной. Санёк берёт фотик и идёт осматривать монастырь, а я, с Андреем прогулявшись под сильным и холодным ветром по ларькам, решаем покушать копчёной рыбы. Набравшись впечатлений, приходит Санёк

и мы мчимся на Осташков, конечную точку нашего маршрута. Мы сделали круг по красивым местам Волговерховье и Селигера. Что то не выполнили, что то проскочили, но я думаю что организую «экспедицию» по Селигер и пройду там где на прошли и повторю часть того что удалось пройти. Общий пробег получился 331 км, это кажется мало, но мы и не гнались за большим пробегом. Нашей задачей было отдохнуть и посмотреть те места, где мы ещё не были. Увы, подкачала рыбалка, которая была на втором месте после отдыха, ну и ладно, бывает. Спасибо ОГРОМНОЕ Александру и Андрею за компанию, с вами было интересно путешествовать!!! Надеюсь, что данный отчёт и трек кому то поможет!!! Трек во вложении.

Пётр Михайлов (veloturist69)

«И никакого покоя дома они не обретут. Снова начнёт тревожить вечное влечение дорог — едва просохнет одежда и отмоется грязь из под ногтей. Я это знаю точно. Я и сам сто раз зарекался — больше ни ногой. И где я сейчас?»

Алексей Иванов «Географ глобус пропил».