В 2014 году православный мир отмечает 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Центральные события празднования будут проходить в Троице-Сергиевой Лавре с 16 по 18 июля 2014 года. Безучастным это не осталось и для велосипедистов.
При организации областной общественной организации «Клуб «ВелоТВЕРЬ» и клуба путешественников «Апостол» (Запорожье) с 06 по 16 июня состоялся велопробег Святая Русь, посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В велопробеге приняли участие велосипедисты из Запорожья, Славянска (Украина), Твери, Солнечногорска, Костромы, Иваново, Владимира, Москвы, Сергиева Посада. Часть из них присоединялись по дороге.
Маршрут велопробега проходил по городам: Ростов Великий — Кострома — Нерехта — Иваново — Суздаль — Владимир — Киржач — Фряново — Радонеж —Хотьково — Сергиев Посад и составил 750 км.
Велопробег прошёл по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора и архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки при поддержке: Троице-Сергиева Варницкого монастыря (Ростов Великий), храма Димитрия Ростовского (село Вязовское, Ивановская область), Свято-Георгиевского храма города Владимира, Московской Духовной Академии (Сергиев Посад).
Происходящие события на Украине внесли свои коррективы в мотивацию участников велопробега, и добавили одну из целей – память обо всех погибших. Перед стартом в Свято-Троицком Сергиевом Варницком монастыре была совершена общая молитва о мире и единстве на православной земле. Так, молитвами преподобного Сергия, общее чувство объединяло людей и народ и при жизни преподобного, и в наше время. Составитель жизнеописания Сергия Радонежского Епифаний Премудрый писал, что святой Сергий посвятил основанный на горе Маковец монастырь именно Троице, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего». Эти слова и были размещены на стягах участников велопробега.
***
Велопробег в описании участницы Анастасии Юрко (Славянск):
Миссия ради мира,
или дорогами преподобного Сергия…
…Ноги погрузли в болотной жиже. Чтобы не затерять обувь мы шли босиком. Велосипеды же, приходилось тащить буквально на спине. Зато заметно обрадовался здешний комариный полк, увидев в нашем лице свой завтрак, обед и ужин. Комары мерзко гудели, впивались в кожу, путались в волосах, одним словом делали все то, чтобы наш путь стал еще сложнее. Слезы, ссадины, выпачканная одежда. Эх, а ведь можно было поехать по объездной! Жаль не послушали местных…
Это один из эпизодов путешествия на велосипедах под названием «Святая Русь» (часть II). И, пожалуй, не хватит и 96-листовой тетради, чтобы рассказать обо всем, что нам, его участникам, довелось испытать в дороге, и обо всех тех замечательных людях, с которыми довелось познакомиться.
Не будем опережать события и обо всем по порядку. «Святая Русь» — это проект, главная идея которого – единение славянских народов, пропаганда православных ценностей, путешествий и утверждение здорового образа жизни. Автор проекта путешественник из Запорожья, рекордсмен Книги рекордов Украины Антон Бондаренко. Первый этап «Святой Руси» состоялся в прошлом году и приурочен он был 1025-летию крещения русских земель. На велосипеде Антон проехал более 5100 километров, посетил святые места, расположенные на территории Украины, России и Беларуси.
В настоящем, 2014 году Антон планировал совершить велопутешествие по местам, связанным с преподобным Сергием Радонежским, так как в этом году исполняется 700 лет со дня его рождения. Государственный переворот, раскол Украины, гражданская война на территории Донецкой и Луганской областей привнесли в этот проект новую (и для многих участников ставшую основной) цель – миротворческую. Ведь православные всего мира скорбят о погибших. Причем не о погибших с той, или другой стороны, а обо всех. Абсолютно обо всех людях, которые погибли как на Майдане, так и в Одессе, и под Славянском. Потому что это есть православие.
«Пусть воззрением на Святую Троицу побеждается рознь мира сего» — эти слова – стали лейтмотивом всего нашего путешествия.
Основных участников путешествия было шестеро. Антн, Саша, Таня из Запорожья, Оля из Твери, Гриша из Солнечногорска и я со Славянска. Признаться, к моменту поездки у меня практически не осталось сбережений (в городе уже около двух месяцев длилась война и моя редакция прекратила работу). Но Антон и другие добрые люди помогли моей поездке осуществиться. Спасибо им за все.
Меня нельзя назвать прилежной христианкой. Да, я носила крест, знала «Отче наш», иногда держала посты, но на этом собственно и все, но внутренний мой голос подсказывал — надо ехать.
Возможно, я придала слишком большое значение сну, который приснился недели за три до звонка Антона. Понимаю, православные сердито закивают головой и скажут, что верить сновидениям не правильно, но все же его перескажу.
… Война. Грохочут пули, взрываются гранаты. Я пытаюсь убежать. Со мной люди, но я их не знаю. По железнодорожным рельсам идет состав. Из-под состава стреляют по нам. У меня в руках автомат, и мне кричат, чтобы отстреливалась в ответ. Но я не могу нажать на курок и плачу, громко плачу…Затем мы бежим по полям, лугам, лесам. И вдруг оказываемся на опушке густого елового леса. По левую сторону от меня на холме возвышается то ли церковь, то ли монастырь. На встречу к нам выходит старец в черной одежде с длинной бородой и седыми волосами и говорит: «Не плачьте, идите сюда, я вас спрячу. Здесь вы в безопасности».
Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Стартовал велопробег в Ростове Великом, ведь именно здесь начался жизненный путь Сергия Радонежского. Согласно Житию, Сергий жил здесь вместе с родителями Кириллом и Марией, а также братом Стефаном. Здесь он молился, пас овечьи стада и здесь состоялась та знаковая встреча со старцем, после которой маленький Сергий стал преуспевать в учебе (к Сергию Радонежскому обращаются, в том числе и как к покровителю всех учащихся).
В Троице-Сергиево-Варницком монастыре нам оказали очень радушный прием. С семинаристами мы говорили о паломничестве на велосипедах, о задачах нашего велопробега, о конфликте на Украине и многом другом.
Шла речь и о Николае Леонове, который погиб во время столкновений в Донецком аэропорту, оказывая помощь раненым.
— Николай – это первый погибший, которого я знал лично. До этого мне казалось, что война где-то там, но точно не рядом. И только когда увидел сообщение о его смерти, я понял насколько все близко и страшно, — поделился Антон.
Семинаристы и их наставники выразили соболезнование всему украинскому народу, сказали, что они все время молятся за братскую страну и пообещали делать это и в дальнейшем. А один из мальчишек позже написал в социальных сетях, что всерьез заинтересовался велопаломничеством и в будущем обязательно совершит путешествие, подобное нашему.
Велопочта
Кострома расположена сразу на двух реках – Волге и Костроме. В городе есть памятник Ивану Сусанину. Да-да, тому самому, который обманул польских интервентов и спас наследников царской семьи. Он уроженец этого удивительного края.
Нашими экскурсоводами по Костроме стали Света и Максим. Это пара влюбленных студентов, которые во время каникул работают в пунктах проката велосипедов. Максим на одном (при въезде в город), а Света на другом, (в центре).
Они познакомили нас с городом (в том числе и с Богоявленским-Анастасииным монастырем, основателем которого является Никита Костромской, ученик и последователь Сергия Радонежского), написали за нас в Интернете (мы были еще без связи с родными) и помогли выбрать подходящее место для ночевки – между рощей и водоемом, недалеко от Ипатиевского монастыря.
Когда мы попрощались со Светой, она призналась, что успела к нам привыкнуть и ей даже немного жаль нас отпускать. Мы обменялись контактами и обещали впредь поддерживать отношения. Пользуясь случаем, (путь наш лежал через пункт проката, где работает Максим) Света передала своему любимому записку. Было приятно выполнить функцию «почтовых голубей», особенно наблюдая за лицом парня, которое при чтении все больше и больше расплывалось в улыбке.
Забегая наперед скажу, что в пути нас нередко использовали в целях рассылки. Услышав о нашем паломничестве, люди не упускали возможности передать записочки, заказать молебны или поставить свечи за здравие своих родных в самых разных монастырях и церквях по нашему пути.
Нерехта
Главной достопримечательностью Нерехты является Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь, который был основан во второй половине XIV века Пахомием Нерехтским. Преподобный Пахомий, чудотворец Нерехтский жил в XIV веке, в одно время с преподобным Сергием Радонежским, и считается его учеником. На ночевку мы расположились прямо за этим монастырем. В этот день у нас было сразу два повода для праздничного ужина – праздник Святой Троицы и день рождения нашей Танюшки.
Встреча с отцом Андреем
Одной из самых знаковых для меня стала встреча с отцом Андреем Кашинским, который проживает в селе Вяземское, недалеко от Иваново.
Дело шло к вечеру. Шел проливной дождь. Наша одежда промокла до нитки, намокли также велобаулы со спальниками и палатками. Одна мысль о предстоящей ночевке в сырости и холоде была, мягко говоря, неприятной.
Купола храма, слегка выглядывающие из-за мокрых деревьев, обрадовали, как никогда. Единогласно было принято решение заехать в церковь и там, если возможно, немного погреться. К всеобщему огорчению «Храм св. Димитрия Ростовского» (о чем гласила табличка) был закрыт. А мы так измотались, так замерзли…И так хотелось, наконец, снять мокрую одежду, выпить горячего чаю, что недолго думая постучали в дом, расположенный рядом с церковью.
Отец Андрей не сразу понял кто мы, но сразу сориентировался, что нам нужно. Через полчаса уже переодетые и обсохшие мы сидели за его большим столом и уплетали угощения.
Когда мы принялись рассказывать о своем велопутешествии, он сказал, что мы ведем себя как дети и что нам «наверное, нечем заняться». Я вступила в спор, принялась говорить о том, что в путешествии мы терпим лишения, преодолеваем трудности, закаляем волю, ежедневно посещаем храмы, прикладываемся к иконам и молим святых о помощи…
Выслушав мой монолог, отец Андрей спросил, читала ли я когда-нибудь Библию, а затем спросил, знаю ли Заповеди, живу ли по ним… Здесь мне стало как-то неловко, и я замолчала. Не находила что сказать в ответ. За плечами пять лет филфака и горы прочитанной литературы, но вот к Библии руки до сих пор не дошли. Сто раз слышала заповеди, но упорно не могла вспомнить в тот момент ничего, кроме «не убий», «не прелюбодействуй», «не кради»…Просто удивительно…
Пытаться вытянуть всех из болота, находясь в самом болоте… Так печально, что даже смешно. Здесь я впервые в жизни задумалась о том, имею ли я моральное право разъезжать на велосипеде, призывать всех к миру, припадать к мощам святых и просить о спасении грешных, если сама являюсь человеком, погрязшим в грехах?.. В чем все беды? «В гордыне, — отвечал Отец Андрей. — И пока мы не избавимся от этого жуткого качества, не приступим к своему духовному образованию, пока не станем жить по заповедям, не будет ни мира в странах, ни покоя в душах».
После разговора мне не захотелось терять времени. Я попросила у отца Андрея Библию и пошла в комнату – читать.
«Так и знай: я уеду в Иваново»
Следующий день подарил нам новые события и новые впечатления. На подъезде к Иваново нас ждал Болотный фей. Так себя представил житель Иваново Дмитрий, который работает спасателем. Он провел для нас обзорную экскурсию и привел интересные исторические факты о своем городе.
Иваново — центр текстильной промышленности (за звание главного центра лёгкой промышленности в Европе город конкурировал с польским городом Лодзь, также бывшим в составе Империи на тот момент). Здесь на одной из текстильных мануфактур впервые появилась паровая машина. Иваново стали называть «городом невест», так как на его предприятиях по изготовлению и обработке тканей работало большое количество женщин. Определённую роль в популяризации данного выражения сыграла песня Андрея Миронова «Ну чем мы не пара», прозвучавшая в фильме «Честный, умный, неженатый».
Город известен архитектурными памятниками, относящимися к эпохе конструктивизма: дом «Корабль», дом «Подкова», здание областного банка «Дворец искусств» и другие. Удивило большое количество историко-революционных памятников.
Мы посетили Свято-Введенский женский монастырь основанный в 1991 году архимандритом Амвросием (Юрасовым).
Житель Иваново Андрей Королев увидел наш кортеж случайно и, оставив все дела, проехался с нами до границы области. Лагерь ставили под дождем, готовили кушать под дождем и спали под барабанную дробь дождя по палатке.
«Случайно встретил участников велопробега в Иванове в сопровождении их Болотным Феем, в итоге присоединился и прокатился до границы с Владимирской областью, дальше ребята пошли на Суздаль и Владимир. К сожалению, день выдался дождливый, но не смотря на это, все здоровы, бодры и веселы. Искренне желаю в дальнейшем путешествии чистого неба, попутного ветра и отсутствия щебеночных дорог! Вы потрясающие, спасибо за прекрасно проведенный день!»
– оставил запись в социальных сетях после нашей встречи Андрей Королев.
Город-музей
Название города упоминается впервые в Повести временных лет под именем Суждаль. По мнению ученых, название города происходит от старославянского глагола «съзьдати», одно из значений которого «слепить из глины». В начале XII века Суздаль был центром Ростово-Суздальского княжества. С XVI века в Суздале вели строительство монастырей, расширяли старые, возводили новые. К XVI веку существовало 11 монастырей (к началу XIX века сохранилось 5 монастырских комплексов). Суздаль стал одним из религиозных центров на Руси.
Сегодня Суздаль — город-музей. На окраине города, в Коровниках построен главный туристский комплекс, развёрнуты музейные экспозиции. Белокаменные памятники Суздаля включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Суздале наш велокортеж привлек внимание полицейских. «Вы показались людям подозрительными» — сказал один из правоохранителей, записывая наши паспортные данные.
Хлебосольный Владимир
При одном только воспоминании о Владимире на лице возникает улыбка. Во-первых, это невероятный, величественный город, с богатой историей и невероятной архитектурой, а во-вторых, очень впечатлил прием в Свято-Георгиевском храме.
Уроженец Украины отец Анатолий, который заслужил здесь прозвище «хлебосольный» устроил нас в гостинице для паломников, где мы отогрелись, выкупались и выспались.
На следующий день мы посетили три белокаменных памятника домонгольского зодчества, признанные Всемирным наследием ЮНЕСКО: Успенский собор, где сохранились фрагменты фресок Андрея Рублёва и Даниила Чёрного; Дмитриевский собор, крепостные Золотые ворота, городской парк и много других удивительных мест. Спасибо Евгению и Андрею за познавательную экскурсию по городу. Спасибо Эдику и веломагазину за помощь в ремонте наших «лошадей».
Интересное пересечение с «тверским следом» произошло в кафедральном соборе города. В сопровождении делегации из Твери туда, на момент нашего приезда, были принесены мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Далее они следовали в Муром, а мы в Киржач.
На ночь остановились возле храма в с. Петушки. Погода к нам была в этот день благосклонна.
У места гибели Гагарина и Серегина
Киржач стал следующим пунктом путешествия. Этот город уникален тем, что возник в середине XIV века как слобода при основанном в 1358 году Сергием Радонежским Благовещенском монастыре. После упразднения монастыря в 1764 году Киржач сталселом, а по прошествии столетий, превратился в замечательный городок с зелеными скверами и тихонькими улочками. Киржачи звестен сохранившимися сооружениями Благовещенского монастыря XVI—XVII века: Благовещенским собором, соединённым галереей на арках в единый ансамбль со Спасской церковью, усыпальницей рода бояр Милославских. Рядом со старинными храмами расположены Всехсвятская церковь, надвратная часовня, келейный корпус. Сейчас монастырь действует как женский. С 1997 года в подклете Благовещенского собора находятся мощи преподобного иеромонаха Романа Киржачского, ученика Сергия Радонежского, первого игумена Благовещенского монастыря.
В 18 км от Киржача (рядом с деревней Новосёлово) – место гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина, где ныне установлен мемориал. Возле мемориала мы встретили молодоженов Илью и Юлию, которых тут же усадили на велосипед и принялись фотографировать. В Киржачском Богоявленческом монастыре встретили «коллег по цеху» — велосипедистов из Москвы. И там же к нам присоединились москвичи Геннадий и Светлана. На ночь остановились в лесу возле деревни Дубки.
Фряново и встреча с ребятами из «ВелоПосада»
Название, по-видимому, происходит от строителей Московского Кремля — фрязинов (итальянцев), откуда пошли схожие названия: Фрязино и Фрязево. Селение получило известность после основания в 1736 году Фряновской шелкопрядильной фабрики армянином Игнатием Шериманом. Фабрика существовала до начала XXI века, являясь градообразующим предприятием посёлка. Во Фряново также расположена Церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1797 году. Утром девятого дня мы встретились с ребятами из «ВелоПосада». Они нас встретили и провели по наиболее подходящей дороге. Промокшие и замершие мы прибыли в храм Преображения Господня.
Надо сказать, погода, конечно, не баловала: нередко приходилось спать в сырых спальниках и ужинать наспех, под аккомпанемент дождя. Но, даже промокнув до нитки и ужасно озябнув, мы радовались каждой минуте пути. Ведь каждый день для нас был полон открытий и непередаваемых эмоций.
Сакральный город
Слово «Радонеж» имеет сакральный смысл для любого православного человека. Ведь по названию села Радонеж Преподобного Сергея назвали Радонежским. Ростовский боярин Кирилл — отец святого Сергия Радонежского переселился в Радонеж в 1328 году.
Иван III в честь Троицкого монастыря сделал Радонеж центром особого уезда и перевел из монастыря в Радонеж знаменитую ярмарку. При Василии III, сыне Ивана III и отце Ивана Грозного, в Радонеже был устроен ям – почтовая станция, где при Иване Грозном было 40 ямщиков.
Процветание Радонежа закончилось в Смутное время, когда во время похода на Троицкий монастырь польских отрядов под руководством Яна Сапеги Радонеж был разорен и больше уже не оправился.
Радонеж – это не точка на карте, а местность необычной красоты, которая в своей величавой простоте соответствует духу Преподобного Сергея Радонежского. На этой земле жил и творил гениальный русский живописец Андрей Рублев (1360 — около 1430). Предполагают, что именно Радонеж — его родина.
Хотьково
Воскресное утро встретили в Хотьковском храме Покровского монастыря. Покровский Хотьков Монастырь знаменит могилами родителей Сергия Радонежского, Кирилла и Марии, которые постриглись и умерли в этом монастыре; их мощи стали святыней.
Не внимая на проливной дождь (и даже радуясь ему) успешно преодолели последние 15 километров и прибыл в Сергиев-Посад.
Когда я увидела купола Троице-Сергиевой Лавры, поняла смысл своего сна. Я должна остаться здесь. Навсегда. И какое-то чувство подсказывало, что пройдет время, и здесь будут все мои родные. Здесь, в безопасности…
Чудеса преподобного Сергия и минорные нотки прощания
Главной городской достопримечательностью и историческим центром является Троице-Сергиева Лавра, основателем которой является преподобный Сергий Радонежский. На территории Лавры находятся Московская духовная академия и семинария. Именно в одном из семинарских корпусов нас и расположили.
Хочется выразить благодарность Московской духовной академии, Владимиру и Рустику, которые опекали нас все дни пребывания в Троице-Сергиевой лавре. Провели много познавательных экскурсий и бесед.
Побывали мы и в обустроенном семинаристами уголке, где преподавателями, учащимися и послушниками постоянно читается Псалтирь. Рядом с ним лежит книга Поминания о здравии, куда теперь вписаны и наши имена. В этом благодатном месте находятся мощи божьих угодников, и среди них преподобного Нила Столобенского (Селигерского), прожившего на острове Столобный близ города Осташкова 27 лет и завещавшего построить на этом месте монастырь. Сегодня он стал жемчужиной Тверской епархии.
У мощей Радонежского всегда много народу. Исцеление от тяжких недугов, смягчение очерствевших сердец, вразумление. Каждый день сотни, тысячи людей находят здесь для себя ответ на волнующие вопросы. Необыкновенная сила, необыкновенная благодать сконцентрирована именно здесь.
Конечно, найдутся скептики, которые обвинят меня в излишней впечатлительности и в том, что я оперирую общими фразами. Но тем чудесам, которые случались со мной за время поездки (и жизни в Сергиевом Посаде) трудно найти материальное объяснение. Я каждый день ощущала промысел Божий, заступничество какой-то невидимой силы и необъяснимое волнение у древних икон. Облик преподобного Сергия проступал сквозь лицо каждого доброго человека, который встречался на пути.
А их было очень много! И каждый из них чему-то научил. Но самый главный вывод моего (акцентирую, лично моего) путешествия — русский и украинский народ – дети, вскормленные в одной колыбели. И вражда между ними – против природы.
Когда простые встречные узнавали, что я со Славянска, то, пользуясь случаем, просили передать, что они очень переживают за нас, своих братьев и воспринимают нашу беду, как свою собственную. Некоторые мои собеседники даже плакали во время разговора.
Кто-то сказал, что в путешествие человек едет один, а возвращается совершенно другой. Так вот и со мной. Внутри произошел переворот, сродни коперниковскому.
Десять дней пролетели как один миг. За плечами – 750 километров и бесценный жизненный опыт. На перроне Таня, Антон, Саша и я (Олю с Гришей мы проводили днем раньше)… Об серый асфальт бились капли дождя, и у меня немного сосало под ложечкой. Электричка на Москву прибыла на четвертый путь. Еще пара минут – и лица моих друзей вижу сквозь пыльное стекло электропоезда.
До свидания, дорогие. Спасибо за все. Жду Вас у себя дома, в Сергиевом Посаде.
Анастасия Юрко