02 мая 2012 г. в Тверской городской Думе состояся круглый стол по вопросу развития велосипедного движения в городе Твери, который возглавил глава города Твери Бабичив В.И. Инициировал круглый стол депутат Тверской городской Думы Юрий Кобцев.
Предпосылки к созданию организованного перемещения велосипедистов по специально отведённым местам в Твери давно сформированы, и вопрос о готовности к этому общества становится риторическим. Представители общественной организации «Клуб «ВелоТверь» выразили на круглом столе интересы и потребности велосипедистов, интенсивность перемещения которых по тверским улицам всё возрастает. Предварительно в администрацию города были передано обращение за создание велоинфраструктуры с собранными на открытии велосезона подписями.
В ходе обсуждения были рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются многочисленные жители нашего города уже использующие велосипед в качестве транспортного средства, а так же готовые пересесть на него пассажиры и автомобилисты. Согласно исследованию, проведённому ассоциацией «Здоровые регионы» в Твери проживает около 108 тысяч владельцев велосипедов. При этом наибольший процент респондентов отказываются от его использования в силу опасности и неудобства этого транспорта в неприспособленной дорожной среде.
Алексей Шабашов обосновал и доказал немотивированность суждений о якобы невозможном создании организованного велосипедного движения в нашем городе. Кроме того, были высказаны конкретные предложения в направлении создания велоинфрокструктуры:
- Разработать «Концепцию развития велотранспорта в г. Твери и Тверской области»
- Включить вопросы развития велоинфроструктуры в Генеральный план развития г. Твери
- Разработать программу развития велотуризма в г. Твери и Тверской области
- Приступить к созданию веломаршрутов и велопарковок
Участие в круглом столе приняли представители администрации, Молодёжной палаты, тверские журналисты. Александра Николаева, ведущая программы «День здоровья» на телеканале «ТНТ-Тверской проспект» предложила помощь и поддержку развитию велодвижения в Твери.
Заместитель главного архитектора Твери Кристина Никитина отметила, что к существующим500 мвелодорожки до Перинатального центра в конце этого строительного сезона ожидается прибавление. В рамках муниципального контракта по строительству транспортной магистрали в продолжение улицы 2-ая Красина до микрорайона «Радужный» и на участке от улицы Оснабрюкская до Октябрьского проспекта будут оборудованы велодорожки.
Глава города Твери Владимир Бабичев рассказал о возможной перспективе вывода автомобильного движения за пределы исторического центра города и создание в ней пешеходной зоны с велодвижением. Общее одобрение к теме создания условий безопасного движения в Твери было очевидным, как бесспорны и их необходимость. При этом Глава города призвал к более активной и быстрой деятельности по его воплощению. «Давайте проект парковок, и я готов их реализовать». Но кому адресовалось данное обращение, является загадкой. Проект парковок должен содержать в себе не только геометрические характеристики, но и рассмотрение возможности её размещения, отсутствие городских коммуникаций, согласования и прочие действия, которыми должны заниматься компетентные лица, если речь идёт о «Проекте».
На фоне этого вызывает недоумение заключительный аккорд, сделанный Бабичивым в последнюю минуту круглого стола: «Если в июне месяце у нас не появится разметка велодорожки и парковка, то в силе велообщественности у меня появятся сомнения». Данное обстоятельство равносильно тому, что пешеходам нашего города предложат самим организовать и построить себе сеть тротуаров, пешеходных переходов, расставить знаки, и тогда они смогут безопасно перемещаться по городу.
И всё же этот круглый стол положил очень весомые плоды в корзину велосипедного будущего. По его итогам было принято решение создать рабочую группу по разработке концепции развития велодвижения в городе Твери. В случае официального утверждения данной концепции жители города приобретут гарантированные властью этапы создания и развития велоинфроструктуры, их последовательность и выраженность форм. Тогда смена руководителей, администраторов и прочих ответственных должностей, не смогут критически повлиять на реализацию данного проекта. В противном же случае, топтание на месте не будет иметь каких-либо ограничений и пределов.
Велосипедное общество Твери готово принять участие в разработке данной концепции. Напомним, что концепция развития велотранспорта в России была одобрена Министерством транспорта в далёком 2007 г.
Обратимся к практическим действиям других городов:
МОСКВА: «Власти Москвы намерены всячески способствовать развитию велотранспорта в городе. Об этом на заседании городского правительства сообщил заместитель мэра столицы по вопросам развития транспорта Николай Лямов. По его словам, в государственной программе развития транспортной инфраструктуры Москвы на 2012-2016 гг. «запланирована организация велополос и строительство велодорожек к местам массового посещения, а также создание велокарт Москвы». Также для удобства велосипедистов возле станций метро и железной дороги будут созданы парковки, на которых будет возможно разместить 10 тыс. велосипедов». «Решить проблему должен был тендер на разработку отраслевых схем велодорожек и велопарковок, объявленный Москомархитектурой в конце 2011 года. Представителям общественности удалось оспорить конкурс через ФАС, сроки его проведения были перенесены на неопределенный срок».
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: «Правительством Санкт-Петербурга была одобрена Транспортная стратегия Санкт-Петербурга до 2025 года, которая определила цели и приоритеты развития транспортного комплекса на долгосрочную перспективу. Одно из основных направлений стратегии – повышение доступности транспортной системы. Реализация этой задачи предусматривает комплекс мер, включающий в себя улучшение условий для немоторизованного движения, то есть пешеходов и велосипедистов. Объявленный Комитетом по транспортно-транзитной политике конкурс на разработку концепции организации велосипедного движения в Санкт-Петербурге, включает работу по анализу масштаба велосипедного движения, выявление предпочтительных для горожан маршрутов поездок, определение потребностей в местах парковок для велосипедистов. Кроме того, будет проведен мониторинг нормативно-правовых документов в сфере организации велосипедного движения с целью оценки актуальности их норм современным условиям мегаполиса. Концепция организации велосипедного движения в Санкт-Петербурге будет подготовлена до конца текущего года».
ПЕРМЬ: «Специалисты из департамента дорог и транспорта совместно с проектировщиками ЗАО «Панорама» разработали схему размещения велодорожек в центре Перми: на ул. Ленина и Комсомольском проспекте. Предполагается также, что в будущем велодорожки свяжут все районы Перми, сообщили в городской администрации. Кроме того, в администрации города разрабатывается концепция развития велодвижения в Перми. В департаменте дорог и транспорта отмечают, что в дальнейшем будут организованы не только выделенные линии движения для велосипедистов, но и специализированные стоянки, парковки, сервисные центры и пункты проката».
МИНСК: «Концепция обеспечения городской системы велосипедного движения в г.Минске была разработана специалистами Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) в 2010 году в рамках проекта «Разработка проектной документации по системе обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г.Минска» по заказу ГАИ ГУВД Мингорисполкома». В январе 2012 Концепциия была утверждена.
ЕВПАТОРИЙ: (03.05.2011) «В Евпатории с визитом побывали координаторы проекта «Климатически способствующая концепция устойчивой мобильности» GIZ (Германского товарищества международного сотрудничества). Руководитель проекта Армии Вагнер и его коллеги с 26 по 28 июля провели в Главном управлении инвестиционной политики и внешнеэкономических связей презентацию своего проекта, ознакомились с материалами Евпаторийского горсовета по развитию велосипедного движения и совместно с нашими специалистами работали над «Концепцией велоплана города». Главное управление инвестиционной политики и внешнеэкономических связей горсовета провело огромную работу по координации действий ОГАИ, УГХ, КП «Дорожник» и множества других организаций, предприятий, служб для создания целостной системы предложений, которые стали основой разработанного и уже готового к реализации проекта. Готова даже сметная документация прокладки велосипедных и вело-пешеходных дорожек по санаторно-курортной части и историческому району старого города.»
Ссылки на статьи о круглом столе, проведённом в городе Твери 2 мая 2012 года: